Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотом. Художественная роспись лепнины Техники декорирования лепнины

Лепнина из гипса уже в исходном виде представляет собой изысканный и презентабельный вариант декоративного оформления внутреннего пространства помещения. Сами по себе лепные декоративные изделия дизайнеры интерьера относят к ярким акцентам, создающим атмосферу и гармонично вписывающимся в различные стилистические концепции. Однако современная сфера декора предлагает огромный выбор техник дополнительного художественного оформления гипсовой лепки. Кроме того, декорирование гипсовых лепных элементов легко позволяет стилизовать помещение под исторические архитектурные объекты: замки, дворцы, усадьбы и т.д.

Непосредственно процесс декорирования гипсовой лепнины представляет собой изменение ее цветовой гаммы и стилистической нагрузки посредством различных техник (золочение, состаривание, тонировка и т.д.). для декорирования гипсовых лепных элементов используется огромный спектр покрытия: тонеры, лаки, краски, воски, фольга, сусальное золото и т.д. Процесс декорирования лепнины требует от дизайнера не только высоких профессиональных навыков, но гармонического эстетического вкуса для достижения потрясающего результата. Перед нанесением декоративного покрытия лепнину необходимо предварительно подготовить. Ранее не украшенный лепной декор необходимо прогрунтовать специальным материалом (например, олифа в сочетании с грунтовым купоросом), а после полного высыхания можно приступать к отделке. Если лепной декор реставрируют, необходимо очисть его от остатков, предыдущего покрытия, пыли и грязи и только потом приступать к грунтовке.

Специалисты студии лепного декора Гессо Стар предлагают полный комплекс услуг по производству гипсовой лепнины с последующим декорированием изделий, по индивидуальному заказу клиента. В этом разделе мы расскажем о различных техниках декорирования лепнины из гипса, которые применяются в компании Гессо Стар, и их особенностях.

Техники декорирования лепнины

Наибольшей востребованностью в современной сфере художественного оформления пользуются следующие техники декорирования лепнины из гипса:

  • Патинирование или придание искусственного эффекта старины — осуществляется при помощи специальных декоративных пленок – патин. Патина представляет собой оксидный налет, который формируется на лепном декоре в естественной среде. Патина придает декоративным элементам из гипса некоторую потертость и шероховатость, а также меняет фактуру изделия. При этом эффект шероховатости и потертости достигается путем надавливания на кисть с различной силой при нанесении декоративной смеси. Сила эффекта патирования также будет зависеть от формы лепного изделия. После высыхания декоративной пленки, поверхность лепных элементов покрывается воском. Особенно элегантно и уместно техника патинирования смотрится в помещениях, интерьер которых выдержан в стиле аристократизма и классики.
  • Золочение — предполагает придание золотых оттенков лепному декору. Для выполнения данной техники может использоваться несколько декоративных материалов: сусальное золото, золотая фольга, поталь и краски на основе акрила. Декорирование сусальным золотом наиболее дорогостоящий и статусный вариант отделки гипсовой лепнины, поскольку сусаль – это листы настоящего золота. Использование сусального золота в оформлении интерьера придает помещению нотки изыска, шика, благородности. При этом данный вариант отличается достаточно высокой стоимостью подобной декоративной техники. Бюджетным вариантом декорирования лепнины, который также как и при использовании сусального золота создаст потрясающее впечатление, является поталь. Данный материал представляет собой металлическую имитацию сусального золота. При этом цветовая гамма включает золотой, серебряный и медный оттенки. Декорирование при помощи потали требует дополнительного финишного покрытия в виде лака (поскольку металл окисляется в естественной среде). Технология золочения при помощи золотой фольги предполагает предварительное нанесение маслянистого лака на выступающую фактуру лепного декора. На последней стадии высыхания лака к нему лепятся кусочки золотой фольги. После фиксации фольги на лепном элементе с нее снимается защитная пленка. Использование акриловых красок наиболее дешевый вариант техники золочения. В этом случае практически не требуются профессиональные навыки, а декоративный материал стоит сравнительно недорого. Позолоченные элементы лепного декора станут изюминкой и классического, и современного стилей интерьеров. При этом золочению могут подвергаться любые элементы лепного декора.
  • Текстурирование. Формирование определенной текстуры, например мрамирование, придание древесной или каменной фактуры. Техника мрамирования предполагает нанесение на гипсовую лепнину характерных для мрамора разноцветных разводов. Материалом для декорирования в данном случае могут быть акриловые, масляные и другие виды лакокрасочных покрытий. Эффектные лепные элементы с мраморной текстурой гармонично смотрятся в просторных и светлых помещениях. Техники придания лепному декору фактуры дерева, камня или металла выполняются путем нанесения специальной смеси. В зависимости от требуемой фактуры декоративная смесь в различных пропорциях может включать парафиновые и масляные краски, олифу, скипидар, морилку, воск и др. Как правило, техника придания заданной текстуры применяется для гармонизации общего интерьера или акцентирования внимания на отдельных его элементах.
  • Роспись гипсовой лепнины – безграничное поле для деятельности художников. При помощи различных видов лакокрасочных материалов на лепнине из гипса вырисовываются пейзажи, картины известных художников, портреты, замысловатые узоры, геометрические фигуры, ассиметричные элементы и многое другое. Художественная роспись лепного декора, несомненно, станет гордостью владельца помещения и объектом восторженных взглядов его гостей. При этом технология нанесения рисунка предполагает использование акриловых красок, которые придают лепным изделиям влагоустойчивости и термостабильности, повышая также их механическую прочность. Роспись может производиться, как до начала монтажа, так и уже по готовой декоративной композиции.
  • Тонирование . Изменение ведущего тона декоративной лепки в определенный оттенок, как правило, применяется для гармонизации лепных элементов с общим дизайном в помещении. Для выполнения этой техники используются специальные тонеры, которые перекрываются финишным покрытием на основе воска. В результате финишный оттенок приобретает устойчивость к механическим и влажностным нагрузкам.
  • Покраска лепнины из гипса может быть однотонной и многотонной – здесь все зависит от стиля интерьера и предпочтений владельца. Для придания определенного цвета гипсовым лепным элементам используются акриловые, масляные, парафиновые краски, тонеры и воски. Технология нанесения относительно проста и требует лишь аккуратности.

Декорирование лепнины из гипса не только придаст новые краски интерьеру, но и внесет нотки оригинальности, изысканности и новизны, а игра света в помещении обеспечит причудливые переливы и загадочные цветовые орнаменты на стенах и потолке. При этом очень важно заранее продумать общую концепцию интерьера, визуализируя сочетание декорированной лепнины с другими стилизованными элементами. На этом этапе желательно проконсультироваться со специалистами в области дизайна интерьера и по возможности создать мультимедийную модель-проект.

Компания Гессо Стар предлагает услуги по декорированию гипсовой лепнины при помощи различных техник. Дизайнеры и художники студии лепного декора Гессо Стар имеют многолетний опыт работы в сфере декорирования гипсовых лепных элементов, что подтверждает портфолио выполненных работ и положительные отзывы клиентов. Наши специалисты используют в работе исключительно качественные и безопасные для здоровья материалы и инструменты. Качественно и ответственно выполненные декоративные работы специалистами компании Гессо Стар гарантируют клиенту потрясающий результат вне зависимости от выбранной техники декора.

Позолота лепнины может быть выполнена двумя основными способами:

  1. Использование листов потали. Более дешевый вариант, который для рядового обывателя ничем не отличается от применения сусального золота. Сравнительно низкая цена таких услуг обуславливается более доступной ценой материалов. Преимущество этой технологии заключается в вариативности возможных цветовых решений — поталь бывает не только золотого оттенка, но и серебряного или коричнево-красного. Поэтому использование этого способа предоставляет большую свободу нашим дизайнерам, которые умело скроют все имеющиеся недостатки комнаты и подчеркнут ее достоинства на высоком художественном уровне.
  2. Применение настоящего золота. В таком случае стоимость работ значительно возрастает из-за использования листов сусального золота. Технологически процедура нанесения такой позолоты практически не отличается от аналогичной операции с поталью: подготовка лепнины к покрытию золотом, нанесение клея, установка и подгонка золотого листа, нанесение защитного лака. В результате формируется действительно золотая поверхность, а не ее имитация, но определенно утверждать об этом может только специалист. Поэтому применение этого способа будет оправданным для тех заказчиков, которые стремятся к подлинному внешнему виду каждого элемента декора и не согласны на компромисс в этом отношении.

Золото - это уникальный материал, который подарила человеку природа. Золото является одновременно минералом, химическим элементом и благородным металлом.

Позолота или золочение, серебрение - нанесение на предмет тонкого слоя золота или серебра (от долей мкм до неск. мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.

Техники золочения

Огневое золочение или ртутное золочение

Считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

Эта технология была широко распространена в архитектуре, способ применялся при наружных позолотных работах – золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток. Наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838-1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой техники являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.

Золочение этим способом даёт высокую коррозионную стойкость, но при этом он обладает очень высокой токсичностью.

Золочение, серебрение на масляной основе

Также на мордан, на микстьен, на отлип - применяется для золочения и серебрения металлических поверхностей (чугунные и кованные ограждения, купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Позолота на "гульфарбу"

Применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая «притамповывая» и протирая тампоном ваты.

Золочение, серебрение на глиняной основе

Также на полимент - применяется для золочения и серебрения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудоемкий, длительный и дорогой вид золочения на всех его этапах. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставрации мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивался и разводился на томлёном яичном белке. С конца XVI в. таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент приготовляли из красной глины - болюса, мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото или серебро, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой. Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Водно-синтетическое золочение

Золочение с использованием средств на водной основе. Применяется для золочения и серебрения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора. Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

"Чесночное" золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Материалы для золочения

Сусальное золото


Сусальное золото и серебро (сусаль) - тончайшие листы чистого золота, серебра (около 0.1-0.25 микрона) наклеиваемые на изделие в декоративных целях. Использование сусального золота, серебра - это единственный практичный метод позолоты и серебрения разнообразных предметов, особенно масштабных объектов вроде куполов или статуй. По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера всегда применяли сусальное золото как особый вид декора. и мебели сусальным золотом, серебром, использовалось мастерами-позолотчиками при оформлении императорских дворцов и особняков. Этот метод остаётся популярным и сейчас, поскольку отдаёт в руки мастеру полный контроль над процессом золочения. Золочение сусальным золотом являлось неотъемлемой частью иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. Настенная роспись в храмах сочеталась с золочением, также применялось золочение и роспись мебели, золочение и роспись лепнины в домах аристократии. От выбранной техники нанесения сусального золота, серебра зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Чтобы изготовить 100 грамм сусального золота, нужно переплавить более 200г. золота, выход чистого продукта - всего 45%. Стоимость этого материала очень высокая. Именно поэтому применение сусального золота и серебра зачастую нецелесообразно.Тем более, что вместо этого дорогостоящего материала можно использовать его имитацию - поталь.

Поталь


Поталь - это материал, имитирующий сусальное золото, серебро, но не содержащий в своём составе драгоценных металлов. Поталь – фольга из сплава металлов, а именно меди и цинка (цвет золото) или цинка, мельхиора, нейзильбера с алюминием (цвет серебро), имитирует настоящее сусальное золото и серебро, выглядит также дорого и эффектно. Основные цвета потали - золото, серебро, медь и бронза. Золото бывает трех оттенков: #2, #2.5, #3. Также существуют различные оксиды потали: золотые, серебряные, медные и бронзовые. Поталь используют для украшения как самого помещения, так и элементов мебели и декора. Золочение и серебрение поталью используют итальянцы при декорировании мебели. При декоре лепнины используется золочение поталью, в сочетании с росписью и патинированием лепнины.

Золочение твореным золотом


Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения. Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Бронзирование


Бронзирование детали – означает покрытие поверхности особым металлическим порошком – бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Жидкий металл

Жидкие металлы становятся все более популярными на современном рынке благодаря высокому качеству покрытий, которое они обеспечивают проектам. Это принципиально новая технология покрытия любой твердой поверхности натуральным металлом. Жидкий металл является твердым металлическим покрытием на 95% состоящим из металлического порошка. Металлический порошок и полимерное связующее объединяются во время химической реакции для получения металлического композита, холодного жидкого металла. После отверждения продукт обладает всеми характеристиками литой металлической детали, включая текстуру, блеск, теплопроводность, магнитные свойства, эффекты старения и окисления.

Золочение, серебрение, сегодня эта услуга является одной из самых востребованных, причем это касается не только гипсовой лепнины и мебели, но и многих других вещей, окружающих нас.

Современное покрытие позолотой или серебром - технологичный и трудоемкий процесс, который непрерывно совершенствуется для достижения лучшего результата. Процесс требует профессиональных навыков специалистов, поскольку технология очень сложна и состоит из нескольких сложных этапов. Здесь практически не допускаются ошибки, ведь используемые в работе материалы весьма дороги и требуют безупречный результат с первого раза.

Стоимость каждого заказа согласуется индивидуально с клиентом после осуществления замеров изделия и определения сложности нанесения покрытия.

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла - сусального золота.

История

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента - основы под позолоту. Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда для пергамента и нанесении на него листочков золота. Армянский болюс — натуральный земляной пигмент со значительной примесью глины и известняка - широко известен со времен средневековья, когда его начали применять для приготовления полимента.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

Золочение было неотъемлемой принадлежностью славянской иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. «Буде золотить или серебрить, - говорится в одном из поздних списков иконописного подлинника, — на доску накласть пластми, т. e. листочками золота или серебра, и клеем житким подлить. И no доске всей пройде. И высушить. И по сушении загладить косткой и зубом неким таже. Таже яичным белком с водой смесить и кистью помазать» [Свод, рук. 112(2)].

Техника золочения

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

Золочение на полимент

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Полиментное или, как его еще называют, клеевое золочение осуществляется по дереву, гипсу, мастике, папье-маше. Процесс золочения состоит из следующих этапов. Поверхность под золочение максимально подготавливают: убирают неровности и всякие дефекты, а также удаляют пыль. Затем с помощью специальных кистей поверхность несколько раз обрабатывается столярным клеем. Только в случае качественно выполненной проклейки на ней будет прочно держаться левкас. Левкашение - следующая операция, которая осуществляется кистями разного формата на проклееный предмет. Левкас наносят вначале «внатыч» - быстрыми вертикальными ударами, а затем «впригладку» - ровными движениями. Операцию левкашения повторяют несколько раз, просушивая каждый слой. Далее предмет шлифуется пемзой и хвощом, а затем - в несколько операций покрывается полиментом с помощью мягкой беличьей кисти.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем - на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика - материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту. Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения. Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Сегодня золочение на мордан - наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Виды золочения

Комбинированное

Это особый вид золочения, когда золоту придается нежный матовый оттенок. Вся подготовительная работа однотипна с золочением на полименте. Поверхности с полированной блестящей фактурой получаются в результате золочения на полименте, с последующей обработкой зубками. Места матовые получаются в результате золочения «на отлип» или по желатину без покрытия полиментом и без полировки. Поверхности под матовое золочение после левкашения не полиментуются, а кроются слоем желатинового клеевого раствора, и после высыхания клеевой пленки золотятся по водке так же, как и полиментованые места. Возможна комбинация золочения по полименту с золочением по мордану.

Золочение твореным золотом

Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения. Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Водно-синтетическое золочение

Водяное золочение иногда заменяется унифицированным полиментом, однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения. Например, система Kolner Instacoll System была специально разработана как альтернатива масляной технике для экстрерьерных покрытий с получением максимального блеска. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора. Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

Бронзирование

Бронзирование детали - означает покрытие поверхности особым металлическим порошком - бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Бронзировка придает поверхности вид настоящей позолоты. Такое покрытие является антикоррозийным и очень устойчивым.

«Чесночное» золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Золочение «через огонь»

Способ золочения «через огонь», или ртутное золочение, заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из золота и ртути. Этот способ применялся при наружных позолотных работах - золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток.

Очищенную поверхность покрывают амальгамой, после этого деталь пропускают через огонь, чтобы выпарить ртуть. Затем поверхность охлаждается и полируется агатовыми зубками. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

От выбранной техники нанесения сусального золота зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов.

Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе.

Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе.

В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

В XVII веке роспись одежд твореным золотом почти полностью заменила высветления краской. Одежда теплых тонов стала расписываться желтым оттенком золота, а одежды холодных тонов – зеленым.

Для росписи золотом бралась самая тонкая, как правило, колонковая кисть.

Писали твореным золотом, размывая его кистью, предварительно окунув в чистую воду. После работы с золотом кисть мыть не рекомендуется, а хранить ее надо в висячем положении. При вторичном использовании осторожно, чтобы не сломать кончик, ее размачивают водой. Золото на краску не ложится, поэтому красочный слой предварительно изолировали, покрывая его копаловым лаком. (В настоящее время для этих целей применяют масляный лак ПФ 283.) Копаловым лаком икона покрывалась дважды. После каждого покрытия она тщательно просушивалась. Перед нанесением золота отлакированная, глянцевая поверхность иконы матировалась с помощью порошка пемзы. Излишки пемзы смахивали гусиным пером.

Существовали три вида пробелов золотом: «в щетинку», «в перо» и «инокопыо» (рис. 20 – 22).

При выполнении пробелов в щетинку сначала наносились так называемые «силки», то есть расширенная часть пробелов, которые как бы показывают самые выпуклые места фигуры. Затем от силок приводились штрихи, внешне сходные со щетиной. Они плавно переходили в изогнутые линии, тем самым подчеркивая объем тела. Интересным являлся прием нанесения пробелов инокопью. Он выполнялся следующим образом. После красочного слоя и пропитки олифой икону оставляли на две-три недели для просушки и затем приступали к нанесению «асиста», то есть клеящего вещества. На жаргонном языке современных иконописцев, да и в специальной литературе асистом часто называют прием декорирования, хотя асист, как мы видим, всего лишь связующее вещество. Места, где должен быть нанесен асист, запудривали тонко измельченным мелом (зубным порошком). Затем с кальки очень легко и тонко переводили рисунок пробелов. На меловой поверхности рисунок отпечатывался очень четко. Затем сохраняемые в баночке сусло или чесночный сок растворяли пальцем или кистью. Раствор в небольшом количестве переносили на блюдце. Тонкой кистью, смоченной водой, бралось небольшое количество вещества, разведенного до нужной консистенции, и этим составом наносились линии складок, лучи пробелов. Затем, после высыхания асиста, начинался процесс нанесения золота.

Мякишем хлеба брали золотой листочек, асист размягчали дыханием и, пока он сохранял отлипь, к нему прикладывали это золото. Оно оставалось на иконе лишь там, где был нанесен асистный след. Излишки золота оставались на хлебе. Для закрепления золото покрывалось тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. (Без покрытия лаком при нанесении олифы золото непременно сойдет.)

Инокопью расписывали одежду Христа, когда он изображался во славе. Например, при изображении Воскресения, Вознесения, Преображения, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где он изображался во славе. Инокопью расписывались одежды младенца Христа, что указывало на его божественное происхождение. Ею украшались крылья ангелов, престолы, седалища, царские одежды.

Третьим видом пробелов являются так называемые пробела «в перо».

Этот прием пришел в иконопись в конце XVII и начале XVIII веков. Но наиболее полное развитие он получил в конце XIX века. Церковный интерьер стал к этому времени украшаться барочными иконостасами с большим количеством золота. Естественно, чтобы иконы удерживались в таком богатом интерьере, необходимо было обильно насытить их золотом.

Пробела в перо выполнялись следующим образом. В начале мастер на самых выпуклых местах густым твореным золотом наносил основные удары – «силки». Затем тонкой кистью мелкими штрихами он стушевывал переход от силков к фону, потом уже жидким золотом, тонкими линиями сводил пробел на нет. При этом очень тщательно следил за сохранением расстояний между штрихами и между отдельными «перьями» пробелов. Мастера также внимательно следили за интенсивностью окраски отдельных частей пробелов, за местами пересечений и за тем, как они входят друг в друга, создавая тем самым условный объем формы тела и складок.

Золочение фонов и выполнение нимбов на левкасно-меловом грунте производили на полимент. Полимент – это краска, которая составлялась из сиены жженой, охры и мумии. Краски разводились водой, перетирались на каменной плите курантом, а затем высушивались. Вот эта засушенная смесь и называлась полиментом.

Перед употреблением он разводился на томленом яичном белке, который готовился следующим образом. Вначале белок отделялся от желтка и выливался в бутылочку. Ее ставили в теплое темное место. Томление производили до тех пор, пока белок не становился очень жидким. При этом прекращалась его тягучесть, а клейкость сохранялась.

Золото, нанесенное на левкасно-меловой грунт с помощью полимента, хорошо закреплялось и поддавалось полированию.

Старые мастера-позолотчики имели для этих целей специальную шкатулку, в которой хранили золото. На верхней крышке набивалась из замши небольшая подушечка. Именно на эту подушечку выкладывалось золото перед его перенесением на полимент.

Для золочения больших площадей, например фонов, использовались целые листы. Мели же требовалось вызолотить небольшой участок композиции, то от золотого листочка отрезали требуемый размер специальным ножом. Для удобства работы лезвие ножа на конце имело закругление, заточенное с двух сторон. Кроме разрезания, нож предназначался для перекладывания золота.

С подушечки золото на поверхность иконы переносилось с помощью так называемого «лампемзеля» или «лапки», которая изготовлялась из кончика хвоста белки. При изготовлении лапки волосы раздвигались веерообразно и вклеивались между двумя небольшими картонками. В результате получался небольшой веерочек с картонной державкой. Иногда для удобства при работе лампемзель одевался на черенок. В этом случае старые мастера на другой конец черенка одевали кисточку, которой смачивали полимент водкой перед перенесением на него золота (рис. 23).

Мастера имели среди всевозможных приспособлений и так называемую «масленку», то есть кожаную пластинку размером 20 х 12 см, пропитанную коровьим маслом. Перед тем как взять золото на лапку ею несколько раз проводили по поверхности масленки. При этом на кончиках волосков появлялся небольшой жирный налет, который способствовал прилипанию золота.

Пересененное на загрунтованную поверхность иконы золото хорошо приставало к поверхности полимента, смоченного водкой.

Второй способ золочения производился на «гульфабру», которая составлялась из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле.

В более поздние времена листовое золото стали употреблять в качестве украшения так называемой «цирыо» или «цировкой» (от немецкого слова zieren – украшать).

В этом случае перед нанесением красочного слоя или вся доска, или те элементы композиции, на которых должен быть выполнен золотой узор, покрывались листками золота. После просушки золото покрывалось слоем лака. В свою очередь, для того, чтобы краска не «побегала», глянцевая поверхность лака протиралась срезанной долькой чеснока или лука. На подготовленную таким образом золотую поверхность плавью наносился тонкий слой красок, и в местах, где должен быть изображен узор, краска процарапывалась до золота проскребкой (палочка из твердой породы дерева, остро заточенной с одной стороны). Старые иконописцы называли этот прием «письмо в проскребку».