Радиотехника у 101 hi fi схема монтажа. Полная переделка усилителя Радиотехника У101. Положительные отзывы о "Радиотехнике"

Усилитель «Радиотехника У-101-стерео» предназначен для высококачественного усиления сигналов звуковой частоты как от устройств, входящих в комплекс, так и от внешних источников звуковых программ. Усилитель имеет электронный коммутатор входов, раздельные по каналам электронные индикаторы уровня выходной мощности, устройство защиты выходных каскадов при коротком замыкании в нагрузке; предусмотрена и защита громкоговорителей от возможного попадания на них постоянной составляющей напряжения при неисправностях усилителя, а также защита транзисторов выходного каскада от перегрева.

Основные технические характеристики усилителя Радиотехника У-101-стерео

  • Номинальная выходная мощность, Вт : 2х20
  • Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц : 20...20 000
  • Номинальное входное напряжение, мВ, входа :
    звукоснимателя : 2
    остальных : 200
  • Коэффициент гармоник в номинальном диапазоне частот, %, не более : 0.3
  • Отношение сигнал/фон, дБ : 60
  • Отношение сигнал/шум (взвешенный), дБ, при выходной мощности 50 мВт : 83
  • Напряжение на выходе для подключения наушников (R H =16 Ом), В : 0,9
  • Потребляемая мощность, Вт : 80
  • Габариты, мм : 430X330X80
  • Масса, кг : 10

Схема электронных коммутаторов входов усилителя Радиотехника У-101


Рис.2.

Электронные коммутаторы входов усилителя выполнены на микросхемах DA1-DA3 (рис. 2), управляемых постоянным напряжением, поступающим с селектора входов - галетного переключателя SA1. Такое схемное решение упростило монтаж, устранило трески при переключении входов, снизило наводки на входные цепи. Микросхемы размещены непосредственно около входных разъемов, а переключатель - на лицевой панели усилителя.

С платой коммутации соединен также переключатель SA2 «Копир». Он предназначен для оперативной коммутации магнитофонов (без дополнительных манипуляций с соединительными кабелями) при перезаписи фонограмм. Коммутация чисто механическая, что позволяет при отсутствии необходимости контрольного прослушивания производить эти работы без включения усилителя в сеть.

Cхема оконечных усилителей «Радиотехники У-101-стерео»


Рис.3.

В качестве оконечных усилителей «Радиотехники У-101-стерео» применены унифицированные модули УНЧ-50-8. Входной каскад модуля (рис. 3) - дифференциальный на транзисторах VT2, VT4 с источником тока (VT1, VT3) в эмиттерной цепи. Следующий за ним каскад на транзисторах VT5-VT10 также дифференциальный, с динамической нагрузкой в виде токового зеркала (VT5, VT8), обеспечивающего симметричную раскачку выходного каскада. Высокая линейность усиления больших сигналов этой частью модуля обеспечивается повышенным (по сравнению с выходным каскадом) напряжением питания.

Выходной каскад (VT13-VT20) - симметричный, на составных эмиттерных повторителях с параллельным соединением транзисторов в последней ступени. Температурная стабилизация режима работы каскада обеспечивается устройством на транзисторе VT9.

Cхема защиты усилителя Радиотехника У-101


Рис.4.

Устройство защиты усилителя от перегрузки собрано на транзисторах VT11, VT12 и диодах VD3-VD6. При коротком замыкании нагрузки оно ограничивает выходной ток на уровне 2 А. Как уже говорилось, в «Радиотехнике У 101 стерео» предусмотрена также защита громкоговорителей от попадания на них постоянного напряжения при неисправности усилителя и защита транзисторов выходного каскада от перегрева. Напряжение ЗЧ поступает на громкоговорители через контакты реле К1 (рис. 4). Если усилитель исправен, оно срабатывает через 3...5 с после включения питания, что устраняет щелчки, обусловленные переходными процессами в усилителе. Время задержки подключения громкоговорителей определяется параметрами цепи R10C3. С появлением постоянной составляющей (более 2 В любой полярности) транзисторы VT1, VT2 формируют напряжение, которое поступает на базу транзистора VT3 и закрывает его. В результате обмотка реле К1 обесточивается, и его контакты отключают громкоговорители от усилителя.

Это же устройство используется для автоматического отключения громкоговорителей при установке штекера наушников в разъем XS17, снабженный выключателем SA3, и перегреве мощных транзисторов.

Термореле собрано на микросхеме DA1. Функции терморезистора выполняет транзистор VT, включенный в одно из плеч моста R12R13R16R17. Питается мост стабилизированным напряжением через резисторы R14, R15, В исходном состоянии соответствующим выбором высокоточных резисторов мост разбалансирован таким образом, что напряжение на выводе 5 (относительно вывода 4) микросхемы DA1 равно 50±5мВ, а на ее выводе 10 отсутствует. При нагревании транзистора VT (он расположен на теплоотводе транзисторов выходного каскада) до 86...90° мост балансируется, и напряжение на выходе микросхемы скачком повышается до питающего (+26В). В результате открывается транзисторный ключ VT4, и система защиты отключает громкоговорители от оконечных усилителей.

Cхема электронного индикатора уровня выходной мощности усилителя Радиотехника У-101


Рис.5.

Принципиальная схема электронного индикатора уровня выходной мощности с выводом информации на вакуумный катодолюминесцентный двухцветный дисплей показана на рис. 5. При выходной мощности, меньшей номинальной (-20...0 дБ) светится линейка зеленого цвета, а при перегрузке (0...+5) дБ - красного. Работой дисплея HL1 управляет микросхема DDK обеспечивающая аналогопозиционное преобразование выходного сигнала каждого канала усилителя в соответствующий код. Пороговые напряжения срабатывания элементов коммутации микросхемы стабилизированы генератором тока на транзисторе VT2. Инвертор на транзисторе VT1 совместно с элементами микросхемы DDI образует генератор парафазных импульсов, поступающих на сетки дисплея в такт с подключением входов этой микросхемы к выходам ОУ DA1.1, DA1.2. Частота импульсов выбрана равной 150 Гц, определяется она номиналами элементов R11, С6. Обработка информации обоих каналов одним аналогопозиционным преобразователем обеспечивает идеальную согласованность характеристик индикации. Микросхема DA1 усиливает сигналы, поступающие с выпрямителей на диодах VD1, VD2 через интегрирующие цепи R1C1R4, R2C2R5 (время интеграции индикатора около 30, обратного хода - 500 мс). Параметрические стабилизаторы (VD4, VD5) обеспечивают стабильные показания индикатора при значительных изменениях питающих напряжений.

На заре моей приемниковой деятельности лучшим усилителем считалась «Спидола 232», на ступеньку ниже стоял «Ишим». Потом пришел «VEF 216» — небольшой, дико стильный, со встроенным блоком питания и отличным звуком, он скрашивал серые будни и порой такие же серые выходные. Затем появилась «Вильма», чуть погодя — колонки к ней. Жить стало веселее: во-первых, стерео, во-вторых, звука, как у нас говорится, можно «навалить», хотя громкой музыки я и не люблю.

И вдруг совсем недавно я понял, что запас регулировки громкости у нее совсем небольшой, так скажем, «тихо -> нормально -> громко -> я-начинаю-компенсировать-по-Фрейду -> дальше не крутится» (2 x 4 Вт). Захотелось чего-то более мощного.

А ведь у нас обычно как? Говорим «нормальный доступный усилитель» — подразумеваем «Радиотехника У-101» (2 x 20 Вт), говорим «Радиотехника У-101» — подразумеваем «нормальный доступный усилитель». Может быть, не последнюю роль сыграл и «синдром утенка» — одна такая мне в ремонт попадалась, что там внутри, примерно знаю.

В общем, нашел и купил.


Да уж, сарай еще тот, места на столе немерено занимает, в основном из-за глубины.

В комплекте шел только межблочный кабель DIN5 — DIN5, так что для первичной проверки пришлось еще и «Вильму» доставать. Сыгрались. Звук нормальный, ничего необычного. Я даже немного огорчился, что не умею слышать «воздушность», «теплоту» и «прозрачность». Все-таки первый класс, уже вроде бы как и пора.


Проведу экскурсию для тех, кто вообще не в теме, что под капотом у «101-й». Ближе всего к нам предварительный усилитель-темброблок и плата вакуумно-люминисцентного индикатора. Второй ряд — батарея конденсаторов (6 x 2000u, 63 V), два диодных моста (маленький для мелких хозяйственных нужд (+/- 31 вольт) и мощный (+/- 26 вольт) для питания оконечных усилителей) и трансформатор. Третий ряд — плата входов-коммутатор, плата защиты (вона там релюшка виднеется) и оконечные усилители. «Электролитов» полным-полно, так что

Только кто ж знал, что я догавкаюсь и эта моя любимая фраза еще выйдет боком.

Ну, ладно, теперь подробнее о блоках.



Предварительный усилитель. Собака-подозревака чуть со стула не упала, когда это увидела. Я в Интернетах почитал — оказывается, есть такая переделка, когда удаляется первая К157УД2 в темброблоке. Если пластинки не слушать, то вполне можно обойтись без нее, меньше искажений будет. Видать, предыдущий владелец так и решил.


Экранированная коробка фонокорректора должна стоять на плате коммутатора прямо под цветным жгутом проводов от БП. Прошлый хозяин точно решил, что время винила прошло (равно как и время аппаратов на четырех ножках — «Радиотехника» оказалась хромоногая, без задней правой). Впрочем, одна самых простых и эффективных переделок «101-й» — как раз убрать фонокорректор, он иногда начинает дико шуметь и даже принимать радио. Так что кто знает, может, оно и к лучшему — «вертушки» у меня все равно нет и не предвидится.

Чуть правее — плата защиты. «Электролиты» заменили на 85-градусные. На первый взгляд здесь все нормально. Но это только первый взгляд.

Дико возмутило, что все платы выполнены из гетинакса («Вильма»-второклассница целиком на текстолите).


Оконечные усилители, или, как их еще называют, «концы». Малость припыленные. Тоже со следами замены емкостей.


Плата индикатора. Есть еще два лишних резистора со стороны фольги — не стал фотографировать.

В общем, что тут скажешь: потаскала жизнь латвийку. Ничего, белый конь уже в пути, щас мы тебя, принцесса, спасать будем.


Удивило, как сделана дискретность регулятора громкости: трещоткой. Те, кто привык к «аналоговым» регуляторам, могут снять пружинку или отжать и зафиксировать «собачку».

Испытания после замены почти всех емкостей показали: хлопает колонками. И при включении, и при выключении. А еще «первый класс»! Странно, куда же смотрит защита? Хотя это что? Это мелочь! Дальше началось интересное.

Включил усилитель, послушал минут десять. Вдруг появляются 50 Гц в правом канале, громче и громче, на убавление звука не реагируют. Индикатор пляшет правым каналом, амплитуда волн все нарастает. На слух это воспринимается как работающий на холостом ходу мотоцикл. Выключаю, чешу репу, иду регулировать токи покоя «концов».

Выставил по 45 мА. В левом канале вообще не пойми что было, зашкаливал мультиметр на 200 мА.

Включаю снова. Работает минут десять, опять начинает рычать правый. Сдергиваю с правого «оконечника» входной штекер — гул и «мотоцикл» переходят в левый. Сдергиваю вход с левого — почти сразу индикатор уходит в зашкал, да так, что S-30 светит перегрузку (хоть увидел эти светодиоды в деле). Мультиметр показывает, что на выходе нарастает «постоянка» (до 13 вольт), дальше релюшка щелкает как дурная. Стал разбираться.

Ну, самая крутая переделка в этой «Радиотехнике» — внимание! — выходные провода обоих УНЧ запаяны на выходные провода платы защиты. В обход защиты, Карл! Релюшка может щелкать сколько угодно, но если придет «постоянка», то она, недолго думая, пойдет прямо на акустику. Неудивительно, что светились индикаторы перегрузки. После восстановления статуса-кво защита стала корректно обрабатывать «мотоцикл», то есть не пускать его к колонкам, когда индикаторы пляшут уже почти под «потолком». «Мотоцикл» тоже преобразился — нашел себе теплый, я бы даже сказал, горячий гараж в левом УНЧ, там и поселился, почти сразу же после включения начиная пятидесятигерцовую песню.

Решил я на досуге все-таки поковырять «оконечник». Здесь как с периодонтитом — можно больной зуб вырвать, а можно и полечить. Наш знакомый стоматолог говорит, что всегда, покуда есть возможность, лучше лечить. Свое-то родное ближе к телу.



Время заглянуть в салун «УНЧ-50-8» нашлось не сразу, но уж как пришел, так сразу переломал им стулья и столы, побил посуду, всех трехногих ковбоев по очереди вызвал на дуэль с тестером транзисторов. Не понравился КТ837Н с h21 больше трех сотен (50-150 по справочнику и 60 у другого такого же). Заменил его на КТ818Г, но он от подачи питания выгорел, даже фрагмент какой-то дорожки аннигилировал.


Да задолбала эта «Радиотехника»! Такое трудное ломается!

И тут как раз приходит друг Андрей, большой смутьян в области электроники, смотрит на это все (а вялотекущий ремонт вяло тек уже пару недель) и говорит, что он бы купил готовые платы на TDA2030A и установил вместо этих проблемных «концов». Какая разница — 20 ватт или 18, а мороки в разы меньше.

И я понял, что он прав. Все равно аутентичность «Радиотехники» уже под большим вопросом, терять нечего. Конечно, шаг рискованный. Поклонники «честных советских транзисторов» нафырчат на меня за замену «классного Холтона» «бездушными микросхемами». Поклонники микросхем — за то, что не TDA2050 или TDA7294. Поклонники лампового звука нафырчат в любом случае.


Ну, а я чего? Я уже не усилитель восстанавливаю, я «Шеви» строю.

Готовые платки нашлись в Интернетах, вопрос встал с питанием. TDA2030A могут работать при напряжениях до +/- 22 вольта, а родные усилители «Шеви» потребляли +/- 26 вольт. Нормальные люди, наверное, перемотали бы трансформатор или нашли другой. Но это долго и дорого, не стоит овчинка выделки, тем более, что я на эту овчинку конкретно поссорился за ее хамское поведение. А что, если приблизить «У-101» к нулевому классу? «Одиссей У-010», например, имеет стабилизаторы для УНЧ. Только там гора транзисторов, а я возьму L7820 и L7920 , и будет +/- 20 вольт. В Интернетах, правда, я не нашел упоминаний, чтобы кто-то так делал, и законно ли это вообще, ну да ладно, первый буду, сам разберусь, попробую.






Плату левого УНЧ я отдал стабилизаторам и сместил ее на место правого канала, а TDA-шки закрепил там, где был левый.

Светодиоды индицируют наличие питания. Я стараюсь всегда делать индикацию включения — уже не один раз попадался, когда очередная самоделка не работает, хоть ты тресни, а проблема оказывается не в транзисторах и даже не в бобине, а в неподключенном «плюсе».

И вот, значит, завожу эти семь с половиной литров электролита… Защита думает пару секунд, щелчок!.. О, «мотоцикл», привет. Так ты, пес, оказывается, не только в УНЧ живешь. Надо ковырять темброблок.



Первым делом заменил провода от него к TDA-шкам на экранированные (экран вешается на «землю» только со стороны темброблока). Не то. Заменил два оставшихся неполярных конденсатора (если нет неполярных, то можно соединить две штуки «плюсом» к «плюсу» в два раза большей емкости), один был ничего, один сухой. Тоже не то. Посмотрел, что там такое особенное живет в предварительном. Две К157УД2, нормальные беспроблемные микросхемы, сколько уже всякой дряни на них собрано. А точно ли беспроблемные? Больше винить некого. Выкорчевал одну из левого канала (1983-й год, коричневый корпус) и заменил на экземпляр посвежее (для этого пришлось снимать алюминиевую морду и весь темброблок). Включаю — а не гудит! Но радоваться рано: звук мерзкий, на большой громкости появляется «песок». Плююсь на интегральные технологии, боготворю многотранзисторную схемотехнику «Вильмы», наконец, смотрю в бумажку, что прилагалась к TDA-шкам. «Если замечено самовозбуждение усилителя, допаяйте цепь 2k и 82p между ножками 2 и 4 » (в даташите это тоже есть). Ну, допаял…

***Отступление от темы***

Идет заяц по лесу, видит: лиса между деревьев застряла. Пошел, сделал дела всякие нехорошие и идет дальше. Встречает волка:
— Заяц, ты че довольный такой?
— Так там лиса застряла, ну, я это… Бросил пару палок!
Побежал и волк туда — сделал то же самое. Возвращается довольный, а навстречу ему медведь:
— Волк, а че это у тебя рожа аж сияет?
— Да там лиса застряла, вот я пару палок и кинул…
Медведь думает «Дай-ка и я схожу. Сходил, возвращается к волку, весь аж светится от счастья. Волк:
— Ну что, бросил пару палок?
— Да не! Палок не было… Так я ее шишками закидал!


Вот и я все-таки закидал «Радиотехнику» шишками: ни песчинки не осталось. Играет она громко, знатно, могут даже подмигивать светодиоды в акустике — «Вильма» от зависти только зубом цыкает. Но и ей работенка нашлась — служит предварительным усилителем, потому что единственный шнур 3,5-мм — DIN5 у меня распаян не так, как надо «101-й». Одиночкой она от этого шнура тихо играет, но зато чище — «Вильма» привносит свой второклассный шум.

Важный момент: температура радиатора . Стабилизаторы даже под хорошей нагрузкой холодные, TDA-шки греются, но руку на них держать можно вполне. Самый горячий угол радиатора — тот, который ближе всего к плате входов. Но даже там температура очень и очень далека от сколь-нибудь волнующей.

И вот, кажется, все нормально, можно сидеть, слушать музыку, смотреть кинцо… Стоп, еп-п-понский магнитофон! Работала часа полтора-два, и вдруг появляется розовый шум в правом канале. Ну и черт бы, казалось, с ним, так он же нарастает! Потом по характеру становится как прилив на море. Потом начинается какая-то дикая модуляция.

Вот ведь дура сумасшедшая. Если дать ей минут десять остыть — шум уходит, но потом снова возвращается. Перепаял кое-какие мелочи, поправил провода (получалось так, что вход правого УНЧ шел аккурат над его же выходом, а это предпосылка для создания положительной обратной связи и превращения усилителя в генератор), даже заменил TDA-шку (вдруг бракованную дали). Сел тестировать.



Выглядит красиво и убедительно (ночью индикатор даже ослепляет), но опять проходит часа полтора-два, и начинается «море». Закоротил выход правого канала с предварительного на «землю» — шум исчез. И тут я во второй раз задумался — да что там такого в темброблоке? Еще одна К157УД2 , — шепнула радиолюбительская удача, неизвестно где до этого шатавшаяся.

«Шеви» немного остыла, при включении шума уже не было. Стал водить отверткой над микросхемой… Попалась, животная: тут тебе и шум, и гул, и 50 Гц к чаю. Менять, немедленно! О, а что, кончились, что ли? Точно. Пришлось разобрать самодельные стрелочные индикаторы, но оно того стоило. Час, два, три, шесть — а не шумит! Наконец-то!

Вот и верь этим «удкам».


Проблема хромоногости решилась на удивление просто: в местном радиомагазине нашлись подходящие ножки (передний план).



Называются они «ножки для быстрого монтажа». И правда, тут дольше дырку в днище ковырять, чем ножку фиксировать.



Предварительный усилитель меня, чего душой кривить, раздражает больше всего. То ли я в схемотехнике ничего не понимаю, то ли еще что-то, но входящие в темброблок +/- 31 вольт после резисторов R47 и R48 (1,5 кОм) превращаются в +/- 15 вольт (синие точки). Откуда, Карл? В моей «Шеви» с завода были запаяны 1,2 кОм, и после них шли +/- 22 вольта. Я заменил на 1,5 кОм, да еще и одноваттные. Стало +/- 19 вольт. Все равно далеко от схемы.



Поэтому еще одно подсмотренное у «Одиссея» решение — 15-вольтовые стабилитроны (1N4744A) по питанию. Неужели так сложно было это сделать еще на заводе, на стадии проектирования?

Селектор входов, который так любят хаять на форумах, оказался весьма полезной штукой. Ситуацию, когда к «У-101» подключено больше одного входного кабеля, представить уже сложно (если только у счастливчика нет полного комплекса «Радиотехника 101 Стерео»: магнитофон, тюнер, «вертушка»), поэтому можно использовать его иначе, как функцию mute (временное отключение звука). Переключившись на другой вход, можно ослабить приходящий сигнал до едва слышного шелеста, даже не трогая регулятор громкости (в коммутаторе используются К190КТ2П, микросхемы на полевых транзисторах, которые, как ни закрывай, а чуть-чуть пропускают сигнал — это не реле).

А вот такие песни они могут с «Вильмой» играть. Так и тянется рука, чтобы прибавить громкость.


Может быть, чуть позже заменю TDA2030A на TDA2050. Ведь невозможно ехать «достаточно быстро».

P. S. Полтора дня слушал «Шеви», потом провел мелкий ремонт «Вильмы» и поставил ее на электропрогон. А звук-то, а звук! Шипят 157-е (в УНЧ их по четыре на канал плюс одна в усилителе записи-воспроизведения), нет уровня громкости «да-у-меня-серьезные-проблемы-по-Фрейду», басы то слишком долбят, то их резко не хватает… К хорошему, оказывается, очень быстро привыкаешь.

P. P. S. Я очень долго улыбался, когда увидел эту корреляцию на сайте объявлений:


Вроде бы время Страны Советов давно уже прошло, но многие энтузиасты до сих пор используют советскую технику и искренне считают, что лучше нее на свете нет ничего. Особенно это относится ко всякого рода усилителям, колонкам и проигрывателям. Дескать, только они обеспечивают самый "правильный", чистый и теплый (ламповый) звук. Спорить с этим не будем. Тем более что советская аудиотехника действительно была на высоте. Одним из "старичков", который может еще порадовать качественным звуком, является усилитель "Радиотехника У-101". Немаловажную роль играет и то, что собран он был не на российских просторах, а в союзной Латвии. Поэтому и качество соответствующее. Однако пора разобрать основные характеристики этого устройства и рассмотреть отзывы счастливых обладателей этого "чуда". Но сначала немного общей информации о производителе.

О производителе

Когда-то компания "Радиотехника" была дочерним предприятием небезызвестного завода "ВЭФ". Последний был упразднен в 1997 году. Но "Радиотехника" осталась и по сей день работает. Теперь это крупнейший производитель музыкальной аппаратуры в Восточной Европе. История компании началась в 1927 году. Тогда Абрам Лейбовиц основал небольшое предприятие по выпуску радиоприемников. Со временем фирма разрослась и начала выпускать огромное количество бытовой электроники: от радиоприемников и телевизоров до усилителей и акустических систем. Легендарные колонки S90 были сконструированы и выпущены в 1989 году. Примерно к этому же временному периоду относится и разработка такой вещи, как усилитель "Радиотехника У-101".

Стоит сразу отметить, что искушенные "аудиофилы" не ценят технику этого производителя. Они считают ее массовым "шлаком" и "хламом". Единственное, что признают эти товарищи из советских аудиосистем - топовые усилители от "Амфитон" и легендарный "Бриг". Но в любом случае усилитель "Радиотехника У-101" стерео в десять раз лучше того китайского хлама, который сейчас находится на прилавках магазинов электроники. Поэтому для озвучивания небольших помещений (таких как стандартная квартира) его можно и нужно приобрести. Тем более что на вторичном рынке этот аппарат стоит копейки. Однако перейдем к особенностям дизайна усилителя и его техническим характеристикам. Ибо это самое важное.

Внешний вид и дизайн

Итак, посмотрим на усилитель "Радиотехника У-101" стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И "Радиотехника" тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.

Вес и габариты

Советская техника не отличалась компактностью. Не исключение и стерео-усилитель "Радиотехника". Размеры его довольно внушительные. Его ширина составляет 330 мм. Длина - 430 мм. А высота - 80 мм. Довольно объемный аппарат. Для его установки придется подобрать подходящее место. Идеальным вариантом была бы стойка под аппаратуру. Они выпускались (и были весьма популярны) в 90-х годах прошлого столетия. Но и сейчас есть такая мебель. Вот только сейчас габариты таких полок заточены под китайские "ресиверы". Но этот усилитель должен там поместиться. Что касается веса, то масса у этого усилителя внушительная - 10 кг. Такой вес получился из-за тяжести блока питания, отдельных компонентов и металлических элементов дизайна. Но зато сразу видно, что перед нами добротное, качественное советское устройство. Теперь перейдем к техническим характеристикам усилителя. Именно они определяют качество воспроизводимого звука.

Технические характеристики усилителя

Итак, перейдем к техническим характеристикам усилителя. Стоит отметить, что он не подойдет любителям громкой музыки. Его номинальная выходная мощность составляет всего 20 Ватт на канал. Для озвучивания стандартной комнаты вполне достаточно. Но не более того. Сопротивление равно 4 Ом для каждого канала. Это значит, что огромные напольные 8-Ом колонки (вроде "Амфитона") к нему подключить не удастся. Он просто не сможет их раскачать. Самый лучший вариант - полочные АС. Именно они более всего подходят к такой штуке, как усилитель "Радиотехника". Характеристики довольно скромные. Даже по советским меркам. Но зато обеспечивается высокое качество звука. Диапазон воспроизводимых усилителем частот колеблется от 20 до 20 000 Герц. Этого вполне достаточно для обеспечения качественного звука. Если подключать сей усилитель к компьютеру, то обязательно нужно использовать внешний ЦАП. Только он сможет раскрыть весь потенциал данного усилителя.

Работа с посторонними шумами

Активное шумоподавление - это очень хорошая штука в составе любого усилителя. К сожалению, усилитель "Радиотехника" лишен этой полезной опции. Шумы есть. Но они не настолько заметны невооруженным ухом. Отношение сигнала к взвешенному шуму - 83 децибела. А отношение сигнала к фону - 60 децибел. Это довольно хорошие характеристики. Коэффициент гармоник на низких частотах составляет не более 0.2 %. Для неподготовленного читателя эти цифры ничего не значат. Но можно объяснить их проще. Этот усилитель способен обеспечивать высококачественное звучание любой композиции даже на максимальной для него громкости с минимальными искажениями. А это самая важная вещь в любом усилителе. Хотя бы поэтому "Радиотехника У-101" намного лучше китайского ширпотреба, который сейчас заполонил прилавки магазинов. Поэтому, если есть возможность приобрести "Радиотехнику", не нужно терять шанс стать владельцем качественной аппаратуры.

Схема усилителя и его ремонтопригодность

Схема усилителя "Радиотехника" четко дает понять, что перед нами качественное устройство родом из Советского Союза. Так хорошо уже никто не делает. В Союзе технику создавали на десятки лет. Сейчас же все компании гонятся за прибылью. Поэтому современная техника работает до первой поломки. Потом нужно идти покупать новое устройство. Здесь же все детали взаимозаменяемы. Даже если какие-то компоненты уже прекратили выпускать, можно найти аналог, установить его, и усилитель снова будет работать еще десяток лет. По статистике, первое, что отказывает в усилителях "Радиотехника", - конденсаторы. Благо такого добра на радиорынках хватает. Также весьма часто летит защита от перегрузки. С этим посложнее, так как отдельные ее компоненты уже не выпускаются. Но нет никаких проблем с заменой, так как подходят современные с такой же емкостью.

Какие еще "болячки" имеет усилитель "Радиотехника У-101" стерео? Схема четко показывает, что львиную долю места в корпусе устройства (да и на печатной плате) занимает блок питания и его компоненты. Если он сгорит, тогда начнется головная боль. Таких уже не делают, а найти современные аналоги не так-то просто. Но есть один плюс: блок питания выходит из строя реже всего. Известно лишь несколько таких случаев. Дело в том, что данный блок снабжен отличными стабилизаторами. Поэтому его выход из строя случается очень редко. И в большинстве случаев достаточно будет заменить резистор сопротивления с идентичной маркировкой. Этот усилитель вполне ремонтопригоден. И это еще одно его преимущество. Починить его сможет практически любой человек с паяльником. Нужно только хоть что-то соображать в радиоэлектронике.

Сравнение с другими усилителями

Это очень ответственный шаг. Нужно учесть все нюансы и понять, усилитель "Радиотехника" лучше или хуже остальных. Первый конкурент - "Амфитон-001". При одинаковых условиях воспроизведения наш герой показал куда более полную сцену звука, чем "Амфитон". Дальше - больше. Бас "Амфитона" никак не мог стать таким же правильным и быстрым, как НЧ, созданные "Радиотехникой". Явный провал. Следующим испытуемым стал легендарный "Бриг У-001". Этот монстр звука запросто сделал простенький 101. У "Брига" получилось куда более качественное звучание. И с этим ничего нельзя было сделать. Хоть "Бриг" и годами старше, но намного лучше, чем "Радиотехника". Беда только в том, что найти адекватный "Бриг" на вторичном рынке очень трудно. Поэтому "Радиотехника" остается оптимальным вариантом. Да и неискушенный слушатель не заметит особой разницы между этими двумя усилителями.

Положительные отзывы о "Радиотехнике"

Что говорят те, кто успел уже приобрести предварительный усилитель "Радиотехника У-101"? Подавляющее большинство владельцев довольны тем звуком, который обеспечивает этот усилитель. Другие же отмечают, что после небольшой доработки аппарат стал звучать еще лучше. Но все меломаны сходятся в одном: этот усилитель прост в эксплуатации. Он прекрасно подходит для повседневного использования. Еще одним преимуществом люди считают простоту ремонта усилителя в случае его выхода из строя. В общем и целом, владельцы довольны устройством.

Отрицательные отзывы о "Радиотехнике"

Усилитель "Радиотехника" удостоился отрицательных отзывов только от тех, кто считает себя "аудиофилами". Самая частая жалоба от этих товарищей - недостаточная глубина сцены. Также жалуются на проработку низких и высоких частот. Но это не топовый усилитель. Если хотите такого звука, то нужно приобретать аппарат за несколько тысяч долларов. А "Радиотехника" - это усилитель начального уровня. Так что такие жалобы принимать во внимание не стоит.

Заключение

Итак, мы рассмотрели предварительный усилитель "Радиотехника У-101". Это качественное и надежное устройство, которое способно обеспечивать высококачественный звук при минимальных затратах. Приобрести этот усилитель на вторичном рынке можно за копейки. И в хорошем состоянии. Лишний повод обеспечить себя качественной аппаратурой. Хоть и родом из прошлого.


Хочу рассказать о моей истории ремонта и модернизации усилителя «Радиотехника У-101-стерео». Вроде бы совсем обычный усилитель родом из СССР, но есть в нем некая необъяснимая привлекательность (для меня лично ), объяснить которую трудно.
Как описать чуства, когда встречаешь абсолютно незнакомую девушку, пересекаешься взглядом, а потом долго не уходят из памяти ее глаза и сулуэт?... Понравилась, красивая, но Вашим судьбам не суждено переплестись.

Когда я впервые увидел/услышал Радиотехнику уже и не вспоню. Но отложилось в памяти, и не то что бы дикое желание купить и слушать, нет - просто приятный образ.И вот на днях мысль материализовалась и судьба приподнесла мне в подарок РТ 101. Уставшую, замученную бытом и отсутствием внимания.
Хоть бы жена не прочла эти строки, а то приревнует и обьявит сумашедшим
:love: Мириться с неисправностями и ужасным техническим состоянием я не могу, нет мне покоя. Поэтому вместо цветов и конфет для жены регулярно покупаю конденсаторы, микросхемы, резисторы и прочее...

Надумал я РТ вернуть к жизни. Побороть, для начала, предстояло следующее:
1. Гул трансформатрора.
2. Такой же ужасный гул в АС.
3. Хлопок при включении и какой-то страшный звук при выключении.
4. Неработающий индикатор сигнала.
5. Шуршащие регуляторы.

Первым делом заменил все электролитические конденсаторы. Все согласно родных номиналов, единственно в БП немного увеличил емкость: 2х2200+ 2х4700 мкФ на питание оконечного каскада(С3, С4, С8, С9 на схеме). Диоды КД209А заменены на «ультрафасты» UF4007.


Скажу сразу - эта операция почти устранила первых три пункта проблем.

Реанимировать индикатор простой сменой конденсаторов не удалось, а так хотелось малой кровью... Он продолжал показывать полностью всю шкалу, не реагируя ни на что. В ходе выяснения причин на форуме, пришли к выводу (возможно ложному ), что вышла из строя микросхема К161ПП2. Найти такую, Вы сами понимаете, не просто. Проще полностью индикатор.

Мир не без добрых людей (верьте в это, сами делайте добро и результат не заставит долго ждать) и индикатор вместе с УНЧ-П последней ревизии, тот который на одной микросхеме, мне подарил широчайшей души человек Василий (Скиф на Вегалаб). За что ему низкий поклон и огромная благодарность!!! Правда работоспособность модулей была под вопросом.

В приобретенном индикаторе пришлось заменить подстроечные резисторы, которые были залиты лаком для ногтей и пришли в негодность. Заработала индикация одного канала!!! Но у нас ведь стерео... Долго я не мучался, а сразу решил заменить К157УД2. Операция увенчалась успехом и в глазах РТ снова появилась та незабываемая зеленая искорка.

Дальше - больше.
Звучание после востановления заворожило басом. Казалось бы, 2х 20 Вт, а такой бас, что окна дрожат, перегородочка гипсокартонная на кухе вибрирует, а вечером, во время просмотра фильма на уровне громкости ниже среднего, соседка снизу позвонила и милым сдержанным голосом попросила уменьшить громкость.

Но счастье длилось не долго. Начитавшись чужих мнений и отзывов о том, насколько одномикросхемный пред звучит лучше, меньше искажений и пр. , решил сменить родной. (Ради достоверности статьи сообщу, что заменен он был на этапе работ с индикатором. До этого УНЧ-П старой ревизии отслушивался пару недель .) И поначалу я действительно слышал (или хотел слышать ) все эти преимущества: «детальность на верхах», «более ясная сцена», «зернистая середина» и пр.

А в глубине души нет покоя, нет того наслаждения при прослушивании, лишь самообман вбитыми в голову ничего не значущими терминами. Это была уже не та девушка, которую я знал.

Недели прослушивания было достаточно для того, что бы понять, что нужно вернуть родной УНЧ-П на трех микросхемах. Но вот проблемка, я уже начал жечь мосты, когда выпаял одну К157УД2 (DA 1.* на схеме) из демонтированного предусилителя, которая и ушла на ремонт индикатора. Озадачился поиском информации, более подробно разобрался в устройстве и работе 101. Пришел к выводу, что исключение из схемы DA 1.* не приводит к негативным последствиям. (DA 1.* в предварительном усилителе служит для согласования с пьезокерамическим звукоснимателем, для меня это не актуально ).

Сигнал от источника после селектора входов подается на R9 и R10 соответсвенно. Межкаскадные емкости С23, С24 от греха подальше заменены на новые неполярные. Первый запуск после модернизации: много переживаний и одна маленькая надежда вернуть былой голос...

С первых нот знакомых композиций я понял, что цель достигнута, в 101 снова живут басы! Размашисто описывать звучание не умею, скажу просто: оно либо нравится, либо нет. Теперь мне нравится! Так, входе связаных событий, появилась третья версия предварительного усилителя РТ 101- двух микросхемная.

Хлопок в динамиках при включении был следствием неправильно работающей защиты. Посторонние звуки при выключении усилителя, ровно как и реакция на вкл/откл бытовых приборов в квартире, устранена установкой помехоподавляющего конденсатора емкостью 1мкФ и напряжением >280V на контакты сетевого выключателя.

Регуляторы громкости, балланса и тембра очищены от пыли потоком воздуха и смазаны (смазка Циатим 201).

Помимо предварительного усилителя в конструкции РТ 101 были сделаны следующие изменения:

Родной комутатор входов вместе с усилителем-корректором удален.


Взамен родному, селектор входов на три источника сделан на галетнике, который ранее в усилителе служил переключателем «Копир» (SA2 на ). Переключатель имеет 4-е пары контактов, так что позволяет разрывать даже земли входящих сигналов.

Разъемы для подключения источников стандартные RCA, две пары на задней стенке и одна для «горячего» поключения источников на передней панели (в местах, где ранее покоились «пятерки» подключения магнитофонов). Отверстия на лицевой панели после демонтажа неиспользуемых переключателей и разъемов закрыты загушками под аллюминий (материал Dubond).

В результате усилитель утратил ценность для музеев, зато совместим с современными источниками и рабочий.
На этом первая часть работ завершена. Вторая более сложная, так как решено облагородить корпус, придать окончательный «лоск». Планирую шпонировать верхнюю крышку, изготовить новое днище, правильно оформить заднюю панель с разьемами. О чем обязательно расскажу уважаемым читателям во второй части статьи.

Доработка усилителя «Радиотехника У- 101»

Итак начнём!

1. Источник питания.
Схемаы источников питания, могут незначительно отличаться!

Чтобы получить приличную выходную мощность надо иметь приличное питание. Воспользуемся подарком изготовителей трансформатора: вся вторичная обмотка выполнена одним толстым проводом (по моему 0,8мм). Следовательно, вполне можно переключить питание мощного выпрямителя VD 5… VD 8 с контактов 4 - 4* на 3 – 3*, что позволит поднять напряжение с +/-26В до +/-31В. При этом слаботочный выпрямитель VD 1… VD 4 становится не нужным и удаляется вместе с проводами, а его накопительные конденсаторы С2 и С7 подключаются параллельно соответствующим конденсаторам мощного выпрямителя. Но все связи с контактами 5,6 и 9,10 должны сохраниться.


Далее начинается колдовство.
1. Определяем на плате конденсаторов фильтра геометрическую середину между земляными выводами конденсаторов С2,С3,С4 и С7,С8,С9, зачищаем и залуживаем её. Назначаем эту точку главной общей точкой всего усилителя.
2. От неё пускаем 2 толстых провода на минусы выходных разъёмов.
3. От неё пускаем общие провода на УМ и УП.
4. От неё пускаем 2 провода на контакты 6 и 6* трансформатора, удалив перемычку между ними. Одновременно убираем связь платы выпрямителя с корпусом.
5. Организуем связь общего провода с корпусом на входных разъёмах усилителя.
6. И проверить – чтобы больше нигде не было контактов общего провода с корпусом.
И напоследок подключаем параллельно первичной обмотке трансформатора конденсатор 0,047х630В для подавления импульсных помех из питающей сети.


Если на месте VT 1 стоит , то его надо заменить на для снижения уровня шумов. Если стоит , как в прилагаемой схеме, то трогать его не надо. Суть предлагаемых изменений: выковырять «изюм» разработчиков и вставить свой.
После удаления VT 6 и VT 7, установки перемычки, замены R 10 на диод D 7 и закорачивания R 15 цепь D 7-VT 5-R 11 превращается в диодный стабилизатор для источника тока на VT 8, уже на который работает раскачивающий транзистор VT 10. Для снижения нелинейных искажений раскачивающий транзистор VT 10 должен быть высоковольтным, мощным и с большим коэффициентом усиления.
как раз соответствует этим требованиям, поэтому заменяем исходный транзистор на более подходящий. Классическая схема.Идиллию нарушает только резистор R 42. Он подпаивается со стороны печати в надрез печатного проводника около коллектора VT 2. Введение этого резистора повышает устойчивость всего УМ и позволяет избавиться от компенсирующих конденсаторов С4,С5,С9,С10, а также резисторов R 20,R 21. Побочные эффекты введения R 42 проявятся при прослушивании.
Для нормальной работы электролитического конденсатора ему нужен зарядный потенциал от 0,6В, а на обкладке С3 его нет. Следовательно здесь должен стоять неполярный конденсатор, ограничивающий полосу пропускания в районе 5 Гц. Отсюда номинал 22мк НП.
Настройка обычная: в разрыв питания подключить амперметр и выставить ток холостого хода около 40 мА. Затем восстановить контакт и запускать в работу.
цветом выделены удалённые компоненты. Нумерация соответствует штатной схем е.


3. Предварительный усилитель
.Djvu 60 kb

Микросхема DA 1 введена в предусилитель исключительно для согласования с пьезокерамическимзвукоснимателем. Я думаю, что сейчас это уже не актуально, а шумы она добавляет, и потому смело выбрасываем микросхему DA 1 вместе со всей обвязкой и кидаем перемычку, используя освободившиеся отверстия на печатной плате.
Красным цветом выделены вновь введённые или изменённые компоненты и перемычки, а синим цветом выделены удалённые компоненты. Нумерация соответствует штатной схеме.
На этом рисунке показана микросхема DA1 и компоненты, которые следует удалить вместе с ней на плате U5 УНЧ-П.


Далее более точно подгоняем цепи тонкомпенсации под регулятор громкости. Затем расширяем полосу пропускания усилителей DA 2.1 и DA 3.1 как по ВЧ, так и по НЧ и корректируем параметры темброблока. Чтобы вернуть напряжение питания микросхем DA 2 и DA 3 в допустимое русло, надо подкорректировать R 47 и R 48.
В составе предусилителя имеются подстроечные резисторы R 24 и R 26 для подстройки коэффициента усиления всего усилителя. Условия настройки: на входе – 0,5В 1кГц; регулятор громкости – на максимум; на выходе – 14В без нагрузки выставить резисторами R 24 и R 26.
Красным цветом выделены вновь введённые или изменённые компоненты и перемычки, а синим цветом выделены удалённые компоненты. Нумерация соответствует штатной схеме.
На этой схеме показана схема доработки УНЧ-П, микросхема DA1 не показана.

5.Корректор УПЗ-15.

На сегодняшний день все известные магнитные звукосниматели с подвижным магнитом работают с корректирующей ёмкостью в 470пФ. Соответственно ёмкость конденсаторов С1 и С2 изменена до 470пФ. 6.Плата входов.
Чтобы расширить полосу пропускания вниз с 20 до 7 Гц можно увеличить ёмкость конденсаторов С4,С5,С14,С15 до 0,33мк. Это в конце работы по мере надувания щёк.

Сей трактат составлен 3.06.09г .
/ nivaga /
или по почте, адрес прилагается.