Из чего трафарет для граффити. Трафареты для декора стен (55 фото). Как создать собственный трафарет

Обычно считается, что трафареты для граффити позволяют существенно упростить процесс его создания. Это не совсем соответствует действительности. Самым простым является граффити в диком стиле, которое чаще всего соответствует бомбингу. Художников в таком случае лучше называть артистами, но можно и граффити-бомберами, а их основная задача - делать узнаваемые надписи или графические символы, делать их быстро и делать их в самых неожиданных, но людных местах. В некоторых случаях скандальность вокруг имени художника создаёт как раз то, что он орудует там, где не положено.

Последовательность работы над трафаретом

В любом случае, если у художника есть творческий замысел, то сначала он появляется на бумаге. Ответ на вопрос о том, как сделать трафарет для граффити достаточно прост - нарисовать и вырезать. Но только с опытом приходит умение сочетать замысел с техникой его практического осуществления.

1. Сначала создаётся эскиз

Это рисунок, который изначально подразумевает, что те его части, которые будут полностью закрашены каким-то цветом, предназначены для вырезания. Одна из основных задач, которую решает эскиз, заключается в поиске баланса между выразительностью и простотой. Начинающим художникам рекомендуется работать с одной, максимум - двумя красками. Поэтому и при разработке эскиза нужно искать простую форму, которая выразит сложные эмоции.

2. Эскиз переносится на бумагу, пленку или картон

Каждый сможет найти какой-то наилучший способ. Можно использовать копировальную бумагу, предварительно перенести изображение на плёнку или прозрачную бумагу. При выборе картона следует искать тонкие и плотные варианты, которые смогут хорошо противостоять любой влаге и краске. Может подойти толстая и плотная мелованная бумага, а так же плотная пленка.




При переносе должны образоваться только тонкие линии основного контура. Затем начинается процесс доработки изображения и создания мостиков. Это участки, которые будут соединять пространство, подлежащее вырезанию со всем другим. К примеру, без мостиков невозможно сделать трафарет буквы о. Получится овал, а не буква. Если же вырезать пространство начертания буквы, но оставить мостик, то средней части будет на чём держаться.

3. Вырезание

Чем больше будет участок от самой крайней детали рисунка до края листа - тем проще будет работать с трафаретом. Вырезание лучше проводить с помощью резца для резки по дереву, крайне острого и заточенного под углом.




4. Перенос трафарета на стену




Многоцветное изображение

При создании изображений в несколько цветов своими руками придётся делать цветовую раскладку, подобную той, что используют в полиграфии. Должен получиться трафарет под каждый цвет. При этом возможно использование двух вариантов.

Каждый цвет вырезается отдельно строго по контуру так, как он находится на общем рисунке. Так, для изображения дерева с зелёной листвой на фоне неба нужно сделать два трафарета - под листья и ствол с ветвями, поскольку они имеют разные цвета. Однако вырезанные участки могут примыкать друг к другу, а могут и охватывать зоны других цветов. К примеру, сначала всё закрашивается синим, получает фон, потом используется трафарет под зелёный цвет. После завершения работы с ним на картине уже будет вся крона дерева, а потом наносится изображение ветвей, которое приходятся на зелёный участок, накладывается на него сверху.

Конкретный способ зависит от замысла художника, особенностей композиции и его опыта. Для начала можно использовать и готовый шаблон, но только для того, чтобы освоить саму технику. Настоящий мастер творит сам, или он не художник. Тоже самое можно сказать и про использование графических процессоров. С их помощью можно точно так же заниматься творчеством или найти более легкий путь для превращения в изображение фото. Не нужно пытаться автоматизировать процесс создания своих произведений без особых на то причин. Если же такое произойдёт, то автоматизация станет частью творческого процесса. Но это возможно только в том случае, если это отвечает индивидуальному стилю артиста уличной сцены.

Урок по созданию эскиза для трафарета в Adobe Photoshop:

Причины возникновения трафаретного граффити

Использовать трафарет под граффити стали из-за того, что существовало большое желание изобразить на стене дома или на заборе что-то значимое, красивое, оригинальное, но сами условия не позволяли это сделать. Провести такой эксперимент сможет каждый. Нарисуйте на листе бумаги силуэт человека или какого-то сказочного персонажа. А потом попробуйте нарисовать такой же на стене. Вы можете выбрать какой-то заброшенный дом, где вас никто не увидит и не прогонит, а впоследствии не накажут. Но эксперимент даст понять, что стена создаёт совершенно другие условия. Её отличительной особенностью является непредсказуемость.

Дело в том, что это не ровная стена, которая равномерно оштукатурена или покрашена, но участок, что удаётся обнаружить в условиях активного исследования городской среды. Конечно, стрит-арт бывает разным, какой-то создаётся неторопливо и на вполне легитимных условиях, однако мы ведём речь о том, как это бывает чаще всего. Обычно нужно не только достаточно быстро создать хотя бы основу будущего произведения, но и сделать это вопреки тому, что представляет собой материал, не обращая внимание на неровности, трещины и саму его природу - кирпичная это стена или металлический лист. Поэтому граффитисты стремятся к освоению способов, которые позволят перенести на стену даже не рисунок, а саму творческую концепцию. Ради неё можно пойти на любые уловки…

Наверняка вы встречали граффити , включающие в себя ровные одинаковые повторяющиеся элементы в виде узоров или видели нанесенные на стену через каждые 30 шагов лаконичные красивые эмблемы, постеры, логотипы, картинки. Для создания таких изображений используются трафареты, как правило, сделанные своими руками. Даже мастера граффити, работающие в различных техниках, зачастую используют трафареты для нанесения отдельных элементов или мелких деталей композиционных рисунков.

В конце концов, возможно, вам нужно изготовить трафарет для нанесения рекламных объявлений на асфальтированные тротуары города под покровом ночи? Мы не будем вас осуждать, а лучше расскажем о том, как правильно и просто изготовить трафарет для работы с аэрозольными красками .

На какие поверхности можно наносить граффити по трафарету?

Если вы работаете аэрозольными красками , основное требование к поверхности – она должна иметь плотную структуру, быть гладкой и сухой. Естественно, основная территория граффити – это асфальт и стены, причем как кирпичные так и штукатуренные. Кроме того, трафаретные граффити отлично ложатся на камень, металл , ровные деревянные поверхности, пластиковые щиты, стекло различных видов , включая рекламные тумбы, остановки транспорта и витрины магазинов:)
Нельзя наносить трафаретные изображения на влажные поверхности, так как краска не закрепится и облезет в течение нескольких дней (недель).

Из чего сделать трафарет для граффити?

В зависимости от того, сколько раз вы планируете использовать трафарет, это может быть: - трафарет для однократного нанесения граффити
- трафарет для многократного нанесения граффити и изображений

Одноразовый трафарет для граффити

Для одноразового нанесения граффити при помощи трафарета и аэрозольных красок идеально подойдет самоклеящаяся пленка. Использовать такой трафарет вы сможете лишь однажды, однако за счет абсолютного сцепления пленки и стены, изображение получится очень качественным, контур будет четким, вам удастся избежать потеков и размытых границ.
Как менее качественный вариант подойдет плотная бумага (ватман), вощеная бумага, тонкий картон.

Как сделать трафарет для граффити?

1 Нарисуйте нужное изображение на листе бумаги. Если вы хотите использовать готовое изображение, например, найденное в интернете или сделанное в Фотошопе - распечатайте его. Обведите маркером все контуры, которые планируете вырезать.
Если это ваш первый трафарет для граффити, то постарайтесь не делать его слишком сложным, не перегружайте его большим количеством элементов и сложными деталями 2 Если вы решили заламинировать ваше изображение – вперед, к ближайшему пункту, где делают ламинацию. Если же вы делаете трафарет из самоклеящейся пленки, пластика, ацетата и т.д., то прикрепите к его поверхности ваш готовый рисунок при помощи бумажной малярной ленты или скотча. Можно даже приклеить его на несколько точек, чтобы лист бумаги не двигался по поверхности материала 3 Для вырезания контуров используйте очень острые инструменты – скальпель, строительный нож, опасную бритву. Что-то можно вырезать ножницами.
Режьте уверенными быстрыми ровными движениями. Будьте осторожны и аккуратны при вырезании закругленных элементов и острых углов 4 Некоторые прямые контуры многоразового трафарета для граффити можно укрепить при помощи скотча. Для этого взяв кусочек скотча длиной 6 – 10 см (в зависимости от рисунка и расстояний) середину скотча прижимаете к вырезанной границе контура, а края загибаете на внутреннюю и наружную поверхности трафарета 5 Не забудьте о хорошей подложке для вырезания, иначе вы можете исполосовать всю поверхность, на которой взялись вырезать трафарет. Для этого можете использовать разделочную доску или старый журнал

Нанесение граффити при помощи трафарета

1 Перед нанесением граффити хорошо закрепите трафарет на поверхности. Если трафарет из самоклейки – вопросов нет, но если это бумага, картон или пластик (и опыта у вас еще немного) – используйте малярную ленту для закрепления трафарета. Если вы видите, что кое-где трафарет отстает от поверхности, прижмите его рукой. Со временем и опытом вы научитесь просто держать трафарет и при этом получать качественное изображение. 2 Надеюсь, вы позаботились заранее о выборе краски. В наши дни для граффити используют аэрозольную акриловую краску в баллонах и баллончиках. Мастерам, которые начинали работать в 90-ые было гораздо сложнее – тогда в продаже была краска буквально десятка цветов, сейчас же вы найдете огромное количество цветов и оттенков, а также краски металлик , флуоресцентные , перламутровые , фактурные и многие другие 3 Снимите трафарет сразу же, как только закончили наносить краску. Если это многоразовый трафарет, то сотрите тряпкой – сухой или смоченной уйат-спиритом – краску с краев трафарета, и можете снова его использовать

Замечания и предостережения

Если вы наносите одно и то же изображение нескольких разных цветов, то желательно иметь отдельные трафареты для каждого цвета.

Если вы наносите разные цвета по трафарету в рамках одного изображения, то, прежде чем наносить очередной цвет (элементы другого цвета), дождитесь, пока предыдущая краска высохнет

Ламинированные и пластиковые трафареты можно (и нужно) очищать после каждого использования

Мы рады, если наша статья была полезна для вас.

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Трафареты позволяют легко и быстро нанести граффити, они идеально подходят для новичков. В отличие от рисования от руки, трафарет обеспечивает четкие и точные линии, а также помогает достичь высокого уровня детализации. Трафарет создается заранее, до нанесения граффити, поэтому процесс рисования значительно ускоряется: достаточно приложить трафарет к стене или полотну и распылить на него краску, после чего убрать трафарет. Имейте в виду, что рисование на стенах общественных зданий противозаконно - вместо этого попробуйте использовать свой новый трафарет на стенах граффити-парков, в пределах своего приусадебного участка или на больших холстах, которыми можно будет украсить стены своего дома!

Шаги

Как создать собственный трафарет

    Сделайте набросок на обычном листе бумаги. Если вы занимаетесь изобразительным искусством, можно разработать для трафарета собственный дизайн, а не использовать готовое изображение. Прежде чем наносить очертания трафарета на картон, желательно продумать дизайн будущего рисунка и убедиться, что он годится для трафарета. Сделайте набросок на бумаге и оцените его.

    • Если вы делаете первые шаги в граффити, вам, вероятно, будет легче использовать для трафарета готовое изображение, а не пытаться создать собственный эскиз.
  1. Заштрихуйте на своем эскизе те места, которые вы собираетесь вырезать. Слегка заштрихуйте карандашом те участки, которые вы затем вырежете и заполните краской. Если вы собираетесь сделать цветной рисунок, закрасьте эскиз разноцветными маркерами в соответствии со своим замыслом.

    • В результате у вас получится эскиз будущего трафарета с заштрихованными или закрашенными участками, которые вы вырежете и заполните краской. Другие места закроют поверхность от краски, в них останется цвет фона (стены или холста).
  2. При необходимости предусмотрите на своем эскизе мостики. При создании эскиза будущего трафарета необходимо помнить о нескольких важных вещах, одной из которых являются так называемые мостики. Они удерживают островки, которые иначе просто выпали бы из трафарета после того, как вы его вырежете.

    • Наиболее простой способ понять, что такое мостики, заключается в том, чтобы представить себе букву O. Если вы создаете трафарет с буквой O, в бумаге следует вырезать окружность в виде этой буквы.
    • Однако если вы вырежете в бумаге полную окружность, средняя часть буквы O просто выпадет, и вместо буквы у вас получится большой черный круг.
    • Чтобы центральная часть буквы O не выпала, необходимо использовать мостики в виде вертикальных полос, которые соединят окружность буквы О с ее центральной частью. При этом закрашенная часть буквы будет напоминать скорее круглые скобки, а не сплошную окружность.
    • Посмотрите на получившийся эскиз критическим взглядом. Если вы заметите, что где-то необходимы дополнительные мостики, сотрите в этих местах штриховку.
  3. Упростите слишком сложные части эскиза. При отсутствии надлежащего опыта сложно сказать, удачный ли получится трафарет. Часто простые и стилизованные места отпечатываются и выглядят лучше, чем сложные участки с большим количеством мелких деталей.

    • Например, если вы делаете эскиз лица, можно сначала наметить внешние контуры, а затем перейти к изображению черт лица. При этом удобно заштриховать и вырезать тень, которая простирается от нижней челюсти до щек и рта, а затем поднимается по бокам до самых глаз.
    • Эта тень не только отображает черты лица и делает эскиз более эффектным, но и придает рисунку объем.
  4. Скопируйте окончательный эскиз на картон. Когда эскиз трафарета будет готов, перенесите его на лист картона или плотной афишной бумаги, либо на ацетатную ткань. Заштрихуйте те участки, которые вы собираетесь вырезать, и оставьте по краям хотя бы 5 сантиметров, чтобы трафарет нормально держался.

  5. Сделайте несколько трафаретов, если вы собираетесь получить цветной рисунок. Если вы хотите использовать несколько цветов, сделайте по одному трафарету для каждого цвета.

    • Возьмите листы одинакового размера и нанесите на каждый лист свой эскиз. Раскрасьте каждый лист маркером соответствующего цвета, так чтобы при наложении листов получился цветной рисунок.
    • Предположим, вы сделали эскиз вишневого дерева и использовали для этого три цвета: черный, красный и зеленый. В этом случае нужно взять три одинаковых листа картона и сделать на каждом набросок вишни в одном и том же месте. На одном листе вы обведете черным маркером контур дерева и при необходимости обозначите мостики, на втором закрасите красным ягоды, и на третьем закрасите зеленым цветом ствол, ветки и листья.
  6. Доработайте трафарет. Итак, вы почти вырезали свой трафарет. Положите его на черную бумагу и отступите немного назад. Черная бумага проступит сквозь сделанные вырезы, и вы увидите, как будет выглядеть ваш рисунок.

    • Если вы заметите, что трафарет необходимо исправить, доработайте его, пока изображение не будет выглядеть так, как вам нужно.

Граффити имеет довольно долгую историю, и за время своего существования не просто развивалось и совершенствовалось, но росло как дерево ввысь и вширь (и успешно продолжает в наши дни). Райтинг, бомбинг, тэггинг всё это объединяет полюбившееся тебе искусство. Сейчас мы остановимся на stencil art или трафаретах. Не спеши искать где скачать трафареты для граффити. Их можно сделать самостоятельно.

Многие представители новой школы движения не соглашаются с тем что трафареты вытекли из graffiti, однако их родство просто неоспоримо. Стейнсилы несут в себе туже подоплеку что и рисунки: бунт, призыв, протест; удобно размещаются на тех же стенах, зачастую в дополнение к граффити; для нанесения используются те же баллоны (часто остатки от бомб и кусков). Кто то здесь ещё сомневается? Нет? Тогда погнали дальше. Как сделать трафареты для граффити?

В первую очередь новичкам посоветую определиться на стиле их будущих стейнсилов. Как правило принято что трафареты несут в себе некий определенный смысл, социальную направленность, что то вроде надписи «Find the time to smell the flowers!» под рисунком маленькой девчонки нюхающей цветок. Но ни в одной современной молодежной субкультуре рамки не приветствуются, поэтому твои трафареты могут быть просто прикольными, и вызывать улыбку, или даже быть никому не понятной абстракцией.

Почти всегда трафарет — это небольшой одноцветный стилистический рисунок и сопровождающая его, чаще всего поясняющая, надпись. Есть также многоцветный сложные стейнсилы, которые едва ли можно отличить от граффити, но для тебя пока рановато карабкаться на Эверест. Итак, стиль выбран,голова полна идей, которым так и не терпится выпрыгнуть краской на стену для всеобщего обозрения, дело за малым — осталось сделать трафарет граффити.

Так как трафарет можно и нужно использовать не единожды, город-то у тебя большой, и каждому кварталу нужно заявить о себе, то в первую очередь нас интересует долговечность и прочность. Стандартного листа бумаги формата а4 хватит на 1 — 2 раза, поэтому мы выбираем картон, обычный плотный картон как от обувных коробок, без полостей внутри (как от холодильников). Далее стоит нарисовать рисунок непосредственно на картоне (лично я рисую в фотошопе, распечатываю на принтере, приклеиваю к картону и вырезаю), нет принтера — не беда, черная гелевая ручка отлично очертит контуры.

Затем вырезаем, для этого лучше всего использовать канцелярские ножи, на крайняк подойдет и батино лезвие. После неоднократного использования такого трафарета, он покрывается многочисленными слоями краски, и становится как пластик твердым и в тоже время такой трафарет легко сломать пополам, носить нужно в какой нибудь папке или класть внутрь газеты. Эту проблему может решить линолиум, вырезать на нем несколько сложнее, зато можно складывать в трубочку, и таскать этот компактный сверток в своем бэке. Кстати, вырезать всё нужно предельно аккуратно, не оставляя никаких заусениц. Не получилось с первого раза — стоит переделать, нежели оставлять на стенах города мазню.

Обязательно одевай перчатки, когда будешь рисовать трафареты, лучше одноразовые, целлофановые, их можно купить в хозяйственных магазинах или стырить у тёток — продавцов конфет и печенья на рынке.

И последнее: цвета для нанесения стейнсила лучше выбирать резко контрастные — я советую остановиться на черной, белой или желтой краске, и наносить на однородные по цвету поверхности, иначе видимость твоего творения будет близка к нулевой. Надеюсь, я понятно объяснил как сделать трафарет для граффити. Если что — задавай вопросы в комментариях и обязательно на них отвечу.

Купить классные картины на подарок или для украшения интерьера можно здесь oil paintings for sale . Сделать свою жизнь красивее очень просто. Картины — это то, что дарит нам радость и поднимает настроение. Просто закажите картину по интернету и наслаждайтесь.

), настоящее имя Ксавье Проу (Xavier Prou), родился в Париже в 1952-м году. Его отец был архитектором, а мать - дочерью французского консула в Таиланде. Псевдоним художника происходит от названия детского мультфильма Blek le Roc, в котором он заменил последнее слово на анаграмму слова art – rat . Кроме того, первыми уличными рисунками Ксавье были изображения крыс, которых художник называет «единственными свободными животными в городе» и которые «распространены по всему миру так же, как и стрит-арт».

Все началось с поездки Ксавье в Нью-Йорк в 1971-м году. Там он впервые увидел «дикий стиль» (wildstyle graffiti). «Рисунки были везде, - вспоминает художник. - В метро и вокруг баскетбольных площадок. Мне запомнились надписи маркером, разбросанные по всему городу и украшенные изображением короны сверху, а также огромные буквы, сложные и со множеством цветов. Мне стало интересно, что это, и я спрашивал своих знакомых: «Что все это значит? Почему люди это делают?» Но никто не смог дать мне вразумительного ответа, кроме того, что это делают без какой-либо цели и смысла».

«Я десять лет вынашивал информацию, полученную в Нью-Йорке: нужно было дать идеям созреть, чтобы в итоге начать делать что-то свое.»

В Париже в то время не было ничего подобного. В 1968-м году, во время студенческих волнений, на улицах появились политические лозунги, а также постеры учеников Школы искусств (École des Beaux-Arts), но сколько-нибудь заметного движения уличных активистов на тот момент в столице Франции не было. Сам Блек, кстати, тоже является выпускником этой школы, где изучал архитектуру и изобразительные искусства: литографию, шелкографию и искусство гравюры, что в немалой степени повлияло на его творчество и восприятие общественных пространств.

«Я десять лет вынашивал информацию, полученную в Нью-Йорке: нужно было дать идеям созреть, чтобы в итоге начать делать что-то свое», - рассказывает Ксавье. Раннее американское граффити навело художника на мысль создать стиль рисунка, наиболее подходящий архитектуре и атмосфере Парижа, который также органично дополнял бы город, как это делало граффити в Нью-Йорке. Кроме того, большое влияние на творчество Ксавье произвели английский художник и фотограф Дэвид Хокни (David Hockney) и нью-йоркский художник Ричард Хамблетон (Richard Hambleton).

Отец трафаретного граффити

Блека считают одним из первых уличных художников, начавших использовать трафарет: с его помощью он создавал не только надписи, но и рисунки, в том числе людей в натуральную величину. Свой путь в мир уличного искусства Ксавье начал, как и большинство других художников: «Однажды мы с другом увидели, как подростки пишут свои имена за супермаркетом, и решили тоже раздобыть себе краски. Мы подхватили этот вирус. Нам хотелось создавать что-то новое и модернистское. Первый рисунок мы сделали в октябре 1981-го года на одном из заброшенных зданий. Мы хотели воспроизвести то, что видели в Америке, но у нас ничего не вышло. Поэтому я предложил своему товарищу использовать трафареты, о которых знал из курса шелкографии. Техника была найдена, краска у нас была - оставалось только действовать. В Париже было много свободных стен, а граффити было еще совсем не распространено, поэтому, когда нас останавливали копы и спрашивали, что мы делаем и есть ли у этого политический подтекст, мы говорили: «Нет, это искусство», и нас отпускали».

В начале Ксавье работал в дуэте со своим другом по имени Жерар Дюма (Gérard Dumas). «Блек ле Рат» был их общим псевдонимом, но уже в конце зимы 1982-го года Жерар покинул дуэт, и Ксавье продолжил рисовать в одиночку. В одном из интервью француз признался, что он решил использовать трафареты не только потому, что это быстро и удобно, но и потому, что ему не хватало навыков и опыта для создания рисунков от руки. Трафареты делать проще - меньше шанс испортить рисунок.

«Мне нравится рукотворность моих трафаретов, как в подготовке, так и в окончательном изображении.»

Интересно, что Ксавье начинал делать трафареты во времена, когда почти не было компьютеров и тем более не существовало графических редакторов, поэтому он делал все вручную. Он работает так до сих пор, потому что фотографии, которые его вдохновляют на создание трафаретов, чаще всего оказываются очень плохого качества, и обрабатывать их в графических редакторах - бессмысленно. «Мне нравится рукотворность моих трафаретов, как в подготовке, так и в окончательном изображении», - говорит Блек.

После того, как Ксавье уже достаточно хорошо овладел техникой, в марте 1983-го года он решил сделать трафарет человека в натуральную величину. Во французской газете Libération он нашел фотографию старика в кепке. Снимок так понравился художнику, что он сделал трафареты с этим персонажем в десяти французских городах. «Люди называли его Шарло (французское произношение имени Чарли Чаплина ) или просто «старик», и неожиданно он стал известным. А как его любят фотографы! Я часто натыкаюсь на фото моего старика в газетах рядом со статьями, которые не имеют ничего общего с граффити. И так как рисунок оказался удачным, я продолжил и до сих пор делаю много трафаретов в натуральную величину», - говорит француз.

Позже, в 1991-м году, во время создания одной из работ у Блека ле Рата произошел конфликт с полицией, и с тех пор он начал в основном использовать заранее созданные с помощью трафаретов постеры, потому что «это быстрее и меньше вероятность, что тебя поймают с поличным».

Отношения с полицией

Летом 1984-го года в Париже начали появляться другие трафаретчики, такие как Мари Руфе (Marie Rouffet) и Сёрфас Актив (Surface Active), а граффити продолжало набирать популярность. Полицейские стали обращать внимания на уличных вандалов, действия властей становились все жестче и агрессивнее, и в том же году Ксавье впервые арестовали во время создания работы в одном из районов Парижа. Для художника это был интересный опыт: «Первое содержание под стражей, первый допрос следователя, который, будучи фанатом комиксов, решил не давать делу хода и отпустил меня. В другой раз мне снова повезло: судья, глядя на рисунок, послуживший поводом для моего ареста, сказал: “Я не могу осудить его - это слишком красиво”».

«Это забавно, но сегодня, даже когда я делаю рисунок легально, мне все равно немного страшно.»

Ксавье в одном из интервью признается, что, несмотря на то, что рисует на улице уже тридцать лет, он всегда был параноиком и предпочитал лишний раз перестраховаться, чем рисковать нарваться на полицию. «Это забавно, но сегодня, даже когда я делаю рисунок легально, мне все равно немного страшно. Начиная с конца 1984-го года страх быть арестованным никогда не покидал меня. В свое время я начал изучать работу полиции, научился предвидеть их рейды, узнал расписание их патрулей и выходных и постарался подстраиваться. Я научилась быстро прятать краску и прочее под машины, брал с собой кого-нибудь, кто бы стоял на шухере, научил друзей правильно следить за тем, что происходит вокруг. Я был вынужден это делать, потому что работать на улице становилось все сложнее. Было не очень весело, но желание выразить себя и рисовать было настолько сильным, что я продолжал играть в «кошки-мышки» с полицией. Нет ничего более захватывающего, чем рисовать с замерзшими руками в середине зимней ночи под звуки тяжело бьющегося от страха сердца. Но я никогда не получал удовольствия от этого риска», - рассказывает француз.

Стена или холст?

«Трафареты, как и все уличное искусство, не живут долго. Это очень эфемерное явление. Однако выход есть - рисовать на холстах.»

«По ночам я - один в городе, и город принадлежит мне. После каждой ночи, проведенной за рисованием, я снова и снова проходил мимо своих стен. Иногда я стоял возле них по несколько часов, просто глядя на трафарет и на реакцию прохожих. Даже мимолетный взгляд на мою картину наполнял меня радостью. Я должен был делать больше и больше, потому что трафареты, как и все уличное искусство, не живут долго. Это очень эфемерное явление. Однако выход есть - рисовать на холстах. В начале своей творческой карьеры я этого не делал и даже не фотографировал свои уличные работы. Это - печально, потому что довольно большая часть моей жизни была потеряна». Сейчас Ксавье создает работы как на улице, бесплатно и нелегально, так и на холстах, которые затем продает.

Выставки


Arrested Motion
Выставка Блека ле Рата в Лондоне, 2012 г. Фото: Arrested Motion

Выставка Блека ле Рата в Лондоне, 2012 г. Фото: Arrested Motion

Выставка Блека ле Рата в Лондоне, 2012 г. Фото: Arrested Motion

Выставка Блека ле Рата в Лондоне, 2012 г. Фото: Arrested Motion

Выставка Блека ле Рата в Лондоне, 2012 г. Фото: Arrested Motion

Выставка Блека ле Рата в Лондоне, 2012 г. Фото: Arrested Motion

Выставка Блека ле Рата в Лондоне, 2012 г. Фото: Arrested Motion

Выставка Блека ле Рата в Лондоне, 2012 г. Фото: Arrested Motion

Самые известные проекты

В 1992-м году Блек решил использовать плакаты, с заранее нанесенными на них трафаретными рисунками, для своего нового проекта, посвященного Фавну – божеству римской мифологии. Ксавье объясняет идею этого проекта так: «Я хотел взять статую Фавна из Лувра и разместить ее на улицах Парижа, а потом вернуть ее обратно в исторический контекст, наклеив несколько плакатов на развалинах в Северном Марокко, которым уже две тысячи лет». Этот персонаж - наполовину человек, наполовину козел - стал самым часто воспроизводимым героем художника.

Одной из наиболее известных и успешных кампаний, которую провел Блек, является серия постеров с изображением Флоранс Обенас (Florence Aubenas), журналистки, которую террористы похитили в Ираке в 2005-м году. Ксавье разместил ее портреты вокруг офисов газеты Libération, в которой работала Флоранс, а также в людных местах по всему Парижу. Этот проект вызвал сильную эмоциональную реакцию со стороны граждан и большое количество положительных отзывов в прессе. В течение четырех месяцев, пока Флоранс находилась в плену, Ксавье приглашали на телевидение, радио, в газеты, на встречи с политиками, чтобы обсудить этот проект и его цель и, в конечном счете, чтобы больше людей узнали о случившемся.

Еще один известный серийный проект Блека ле Рата - рисунки бездомных на улицах разных городов мира. В 2005-м году француз начал изображать бездомных людей, которые стояли, сидели или лежали на тротуарах, в попытках привлечь внимание к этой глобальной проблеме. При этом художник обнаружил странную связь между бездомными и стрит-артом: «Когда вы рисуете в общественных местах, где находятся эти люди, вы как будто украшаете стены их дома. Я думаю, что создание подобных изображений и воспроизведение их по всему миру привлекает внимание людей и призывает их говорить на эту тему».

Последователи и влияние на стрит-арт

Блек ле Рат оказал большое влияние на сегодняшний стрит-арт и на многих современных уличных художников. Без него уличное искусство, возможно, никогда бы не достигло такой популярности в русле массовой культуры. Новаторство и смелость Ксавье проложили путь таким людям, как Спейс Инвейдер (Space Invader), Шепард Фейри , придуманным персонажам, как мистер Брейнвош (Mr. Brainwash) и многим другим. Без преувеличения можно сказать, что Блек изменили ход истории уличного искусства, привнеся в него трафаретную и плакатную графику.

Блек ле Рат

Блек ле Рат

Бэнкси

Бэнкси: «Каждый раз, когда я думаю, что я нарисовал что-то хоть немного оригинальное, я узнаю, что Блек ле Рат уже сделал то же самое, только на двадцать лет раньше».

Отдельная тема - отношения француза со знаменитым британским коллегой. Бэнкси так говорит о влиянии Ксавье на свое творчество: «Каждый раз, когда я думаю, что я нарисовал что-то хоть немного оригинальное, я узнаю, что Блек ле Рат уже сделал то же самое, только на двадцать лет раньше».

Француз же отзывается о Бэнкси противоречиво и с долей иронии: «Я никогда не встречался с ним, но я вижу через его работы, что он человек умный. То, что он делает в Лондоне, похоже на рок-движение 1960-х, только в стрит-арте. Он очень хорош, но он не самый лучший. Я думаю, что Мистер Брейнвош или Шепард Фейри лучше, чем он. Когда я вижу, что Бэнкси нарисовал мужчину с ребенком или крыс, я, конечно, сразу понимаю, откуда он взял идею, и злюсь. Художник должен использовать собственные методы. Трудно найти технику и стиль в искусстве, поэтому если у вас есть стиль, и вы видите, что кто-то другой берет его и повторяет, вам это не нравится».

Об искусстве, уличном и классическом

«Стрит-арт - это движение всей моей жизни, и я никогда не буду слишком старым, чтобы следовать за своей страстью».

Ксавье высоко ценит значимость и роль уличного искусства в современном мире: «Граффити говорит с обществом, и язык этого разговора может быть разным: это могут быть слова любви, слова ненависти, жизни или смерти. Это - прекрасный и тонкий вид терапии, попытка заполнить пустоту этого страшного мира искусством. Кроме того, городское искусство - крупнейшее художественное движение ХХ века. Нет места в мире, куда бы ни проник стрит-арт. Но власти не сочувствует нашему делу и объявили войну граффити. Молодые художники постоянно находятся под угрозой ареста и штрафов. Как будто граффити опаснее наркотиков и грабежей. Но все это не останавливает художников: огромное желание рисовать и выражать себя заставляет людей снова и снова выходить на улицы».

«Концептуальное искусство предназначено для тех, кто разбирается в философии и истории искусства, поэтому оно всегда будет эксклюзивным».

Во многих интервью Блэк достаточно критично отзывается об институтах традиционного искусства, а также о современном капиталистическом обществе. Он считает, что такие учреждения, как музеи, проецируют на посетителей «поддельную» реальность и неправильные ценности. Делают они это, по мнению художника, для того, чтобы замаскировать капиталистическую деградацию человеческой жизни. Блэк говорит, что не может примириться с культурной пустотой развитого капиталистического общества, и это нашло отражение во многих его работах, использующих образы классических произведений искусства, которые он стремился вернуть в их изначальный контекст.

«Это печально, но все имеет цену. В начале у меня была такая идея: я хотел быть вне системы, чтобы обмануть рынок искусства. Но, на самом деле, это невозможно.»

Сам Ксавье никогда не работал ради денег. Он признается, что понял, что создает произведения искусства, которые можно продать, только тогда, когда ему начали предлагать за них деньги. Все изменилось в тот день, когда его холст ушел с молотка на аукционе Christie за 40.000 долларов: «Это печально, но все имеет цену. В начале у меня была такая идея: я хотел быть вне системы, чтобы обмануть рынок искусства. Но, на самом деле, это невозможно. Вы никогда не сможете покинуть систему, вы не можете быть вне ее, если вы хотите жить. В шестьдесят лет я уже не пытаюсь никого обманывать, в том числе и себя. Я не революционер и не собираюсь менять мир. Тем не менее, я все еще продолжаю рисовать бесплатно на улицах. Я хочу дать доступ к картинам людям, которые привыкли видеть искусство только в музеях. Я даю людям искусство на улицах. Это подарок, который я могу дать миру».

Сейчас Блек ездит по миру и рисует на улицах, периодически выставляясь в галерейном пространстве, и, похоже, вполне доволен такой жизнью. «Я всегда хотел быть знаменитым и признанным, как рок-звезда. Почти всю свою жизнь я провел за рисованием на улицах разных городов. Я действительно хочу оставить частичку себя в каждом городе, в каждом рисунке, который я нарисовал. Я чувствую связь с каждой своей работой, примеряю на себя роль каждой из них. На самом деле, уличное искусство - это отличный способ стать знаменитым».