Антенна Си-Би своими руками: чертежи, материалы, этапы работ. Рация своими руками: простые модели и схемы. Инструкция и советы по реализации надежных функциональных устройств Усилитель для рации своими руками

Установить в машину рацию можно по разным причинам. Это может быть будущая совместная поездка с друзьями в отпуск на машинах или даже страсть к подслушиванию чужих разговоров в автомобиле. Но в основном такой аппарат устанавливают или таксисты, или дальнобойщики. Какой бы ни была причина, для надлежащей работы прибора должна быть установлена антенна для рации.

Такая установка только на первый взгляд может показаться простой. На самом деле здесь есть несколько нюансов, которые нужно учесть при выборе, изготовлении и установке антенны.

Виды внешних приемопередающих устройств

Для раций в автомобиле предусмотрены два вида антенн:

  • врезная:
  • с магнитной основой.

Они принципиально не отличаются. Главное отличие в том, что врезная антенна для рации - стационарная, а с магнитной основой - съемная, она может быть снята или переставлена в другое место.

Врезные антенны

Из названия ясно, что они крепятся в одном месте. Поэтому перед тем как установить данное устройство, нужно внимательно подумать, где его вмонтировать, чтобы не мешало, и приём был хорошим. Следует также учесть факт: антенна для рации в машину должна быть прикреплена на несущий кузов. Если пренебречь этим постулатом и установить её, например, на капот или крыло, то есть на фальшивую массу, эффективность устройства теряется на 30-40%. Некоторые автолюбители пробуют усовершенствовать такую систему и пытаются прокидывать массу дополнительными проводами к кузову. Но все равно желаемого эффекта таким образом не достичь. Хотя иногда и срабатывает, но крайне редко. Как правило, на приём такая антенна для рации ещё работает вполне нормально, но передача с помощью такого устройства очень скверная.

Важным фактором при установке будет высота. Чем выше установлен аппарат, тем эффективнее будет его работа. Для примера, если вмонтировать антенну в бампер автомобиля, дальность передачи и приёма уменьшается наполовину.

Оптимально устанавливать антенну посредине крыши. Некоторые мастера убеждают, что с равным успехом можно установить ее на кронштейн в углу крыши. Но тут есть некоторые моменты, которые нужно учесть для целесообразного монтажа. Если установка рации нужна только для езды по городу, то вариант крепления на кронштейн подходит полностью. Это не повлияет на работу прибора в связи с тем, что в городе не будет создаваться эффект направленности из-за дополнительных отражений. Если же данный аппарат устанавливается для дальних поездок по трассе, то монтаж антенны для автомобильных раций в углу крыши будет нецелесообразным.

Установка врезной антенны

Устанавливая антенну в крышу, нужно обязательно усилить место стыка дополнительной металлической пластиной. Это нужно в первую очередь для большей прочности соединения.

Само полотно и удлиняющая катушка должны быть по возможности максимально удалёнными от всех вертикальных металлических плоскостей, что расположены параллельно основанию антенны. Минимальное расстояние между ними должно быть 50 см. Если пренебречь этим фактором, то устройство не будет работать надлежащим образом из-за высокой реактивности пространства. Этот нюанс следует учитывать при монтаже антенны для автомобильных раций, в грузовых машинах в том числе.

Антенны с магнитной основой

Антенна с магнитной основой, или, как в народе её называют, «магнитка», может использоваться на любых автомобилях. Но есть несколько моментов, которые следует соблюдать при её установке.

  1. Для более эффективной работы и правильной настройки данное устройство также следует устанавливать на несущий кузов.
  2. Ни в коем случае нельзя менять длину кабеля от антенны. Это приведёт к невозможности настройки или повлияет на ухудшение работы прибора.
  3. Не рекомендуется сворачивать кабель в бухту, это также неблагоприятно может повлиять на работу аппарата. Если кабель длиннее, чем нужно, то его надо просто аккуратно проложить по салону.
  4. Положение антенны на крыше может быть произвольным. Такой вид не слишком требователен к местоположению. Но если есть потребность в демонтаже устройства, то в следующий раз, когда снова придётся использовать его, следует постараться поставить антенну на то же место.

Антенна для рации своими руками

Самым простым вариантом решения такого рода апгрейда автомобиля будет покупка антенны. Но она может быть изготовлена и самостоятельно. Для этого можно следовать пошаговой инструкции.

  1. Взять простую антенну-хлыст от радио. От неё потребуется только основание.
  2. Купить вязальные металлические спицы с диаметром 3-4 мм.
  3. Изготовить катушку удлинения. Она должна быть на оправке 10 мм. Для её правильной работы нужно намотать 44 витка провода ПЭВ 0,41.
  4. Далее следует припаять концы катушки к втулкам из латуни. Это позволит обеспечить хороший контакт и создаст дополнительную прочность конструкции.
  5. После этого во втулки нужно с каждого конца подсоединить спицы. Важно, чтобы обе спицы были равной длины.
  6. Далее проводится настройка КСВ-метром и проводится подгонка спиц и катушки.
  7. Затем проводится непосредственная установка антенны для автомобильных раций.
  8. Вскрыть потолок.
  9. Открутить штатную антенну, отвинтить 2 винта, вынуть плату активного усилителя и аккуратно её выпаять.
  10. На место впаять 50-омный коаксиальный кабель. Важно соблюсти порядок жил, массу к массе.
  11. Все соединения герметизировать.
  12. Провести коаксиальный провод под обшивку, коврик и вывести к рации.
  13. Прикрепить антенну на место.

Если все шаги алгоритма проделывались правильно, то антенна для рации своими руками сделана. Можно приступать к следующему этапу - настройке. Но, как утверждают специалисты, это достаточно сложный и тонкий процесс. Это связано с многими аспектами: нужно аккуратно уметь паять, обмотку катушки тоже непросто сделать грамотно. Как вывод: самодельный прибор можно изготовить только достаточно подготовленному любителю. Иначе хорошая антенна для рации таким способом не получится.

Настройка антенны

Если антенна установлена грамотно и правильно, то она нуждается только в небольшой корректировке. Но многие автолюбители к этому процессу подходят скептически, думая, что данный элемент системы связи не имеет особого значения для работы всего аппарата. И глубоко заблуждаются. От того, насколько правильно будет установлена антенна для рации и настроен аппарат, зависит не только сигнал приёма, но и работа самого аппарата. Более того, если неправильно настроить рацию, можно вывести из строя не только транзисторы выходного каскада, но и угробить сам аппарат.

Пошаговая инструкция настройки

Настройка антенны рации должна происходить по следующему алгоритму:

  • Для корректной настройки необходимо иметь такой прибор, как КСВ-метр.
  • Процесс настройки надо проделывать вдалеке от конструкций из металла, бетона или дерева. Желательно, чтобы деревья были размещены не ближе чем 15-20 м.
  • Очень желательно автомобиль остановить на чистой, ровной и сухой плоскости.
  • На настройку антенны также могут влиять расположенные вблизи другие автомобили с антеннами для раций. Далее необходимо установить КСВ-метр согласно инструкции, то есть между самой рацией и антенной. При этом нельзя использовать усилитель.
  • Замеры прибором надо произвести на нескольких разных каналах и в разных точках. Целесообразно провести данную процедуру в разных сетках. Это позволит увидеть реальную картину настройки.
  • Следующий шаг очень важен: следует найти показатель-минимум КСВ, в идеале показатель должен быть равен 1, желательно записать, где он расположен. Если он расположен на частоте ниже указанной, то это значит, что антенну нужно укоротить. Соответственно, если выше - нужно удлинять.
  • Следующим шагом будет укорачивание или удлинение антенны, в зависимости от показателей прибора КСВ. Удлинение или укорачивание - это процесс добавления или, наоборот, отматывания витков с катушки согласования, а не укорачивание антенны кусачками.
  • После этого снова нужно посмотреть показатели КСВ-метра. Процедуру повторять до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат. Иногда в некоторых моделях не удаётся достигнуть идеального показателя, но это не страшно. При отклонении показателя, например до 1,5, потери будут равны 5%. Рация вполне нормально будет работать и при показателе 3. Если в систему вмонтирован усилитель, нужно учесть что показатель-минимум не должен превышать 2.

Если все шаги алгоритма пройдены правильно, антенна для рации в машину будет служить отменно.

Избегайте своими руками делать антенны на рации для автомобилей по той простой причине, потом оборудование сложно настроить. Штатные устройства у основания содержат узел, напоминающий гайку, позволяющий водителю настроить прибор на используемую волну. Для ручных моделей дело обстоит иначе. Антенна для рации своими руками быть сделана может, однако для крупных предприятий, покупающих частоту, возникнут проблемы. Государственный комитет следит за проданным товаром, чтобы потребители избегали взаимных помех. Железные дороги не пересекаются с судоремонтными заводами. Иногда требуется промышленникам связь, каждый начнет оборудование улучшать, найдем ситуацию: абоненты услышат друг друга. Работая на разных предприятиях. Спросите ГКРЧ: дадут рекомендации, быть может, достаточно будет продемонстрировать специалистам в действии доработку для оценки влияния на соседние домены связи.

Связь и антенны раций

Неоднократно говорили: в обыденности чаще используются линейная, круговая поляризация, последняя – преимущественно на спутниках. Не исключение рации. Горизонтальную поляризацию забрало телевидение, оставив вертикальную радиовещанию… рациям. Логично. Когда держим рацию, антенна расположена вертикально. Виден сигнал, отраженный местностью, повернутый на фиксированный угол. Благодаря эффекту, туповатый военный демонстрирует «нарушение» законов физики… Идеальный прием ведется вертикально стоящей антенной. Не верите — делайте наоборот!

Прочитавшие обзоры про самодельные антенны, будут поражены, но не удивлены. Опять несимметричные четвертьволновые вибраторы, изготовленные из куска стандартного коаксиального кабеля. Поляризация, частоты, почему нечто должно меняться. Однажды сказали: телевизионную антенну из кабеля можно ставить вертикально, ловить радио, найдись таковое на нужной волне…

Родная антенна рации. Внутри набалдашника медная спираль, кончик которой крепится в районе вершины. У некоторых раций просто можно добраться до завитков, у прочих – проблема нерешаемая. Почему спираль?

Согласно курсу электродинамики распространения радиоволн, антенна излучает в направлении оси, волна будет поляризована кругом, согласно направлению завивки. Только если длина витка близка значением длине волны. Рассматриваемый контекст предполагает цифру полметра и выше, о близости забудьте.

Представление о диаграмме направленности дает программа MMANA. Доброжелатели любезно забили туда антенну рации (145 МГц), избегая менять параметры, посмотрели поле (открыв приложение):

  1. В вертикальной поляризации вышел по азимуту ровный круг. Понятно, тело человека диаграмму исказит! Действительно, спиралька излучает вертикальную поляризацию почти ровно. Уровень составляет — 3 dBi.
  2. Горизонтальной поляризации формой напоминает восьмерку, уровень намного ниже. Если держать рацию со спиральной антенной по горизонтали, прием ухудшится, нуля не достигнет.

По углу места с горизонтальной поляризацией образуется полукруг, с вертикальной — вдоль оси провал. Полезный сигнал вверх не излучается. Пусть человек с рацией заберется на дерево. И оба держат приборы вертикально, прием будет обусловлен только горизонтальной составляющей, а также отраженным сигналом. Вот какие антенны используют рации… Неудивительно, что любителей грызет желание изменить конструкцию. Посему используются спирали.

На деле - и на файле MMA - антенна состоит из спирали, немалую роль играет колпачок. Задумка ясна. В реальных условиях связь должна вестись по всем направлениям, четвертьволновый вибратор неспособен обеспечить заданные требования. Почему четверть. Полуволновой вибратор более длинный. Габариты имеют значение. Спирали начали вить не от полноценной жизни. Просто длинная антенна для рации слишком великая роскошь. Карман проткнет, рукой замучаешься держать, ветреная погода вырвет. Приходится идти на жертвы. Напомним, по вертикальной поляризации диаграмма направленности демонстрирует подобие тора, типично. Горизонтальная добавляет нечто вроде гантели (грубое приближение), формирующей недостающие углы, участки пространства. На прием и передачу диаграмма направленности одинакова.

Будем конструировать рации, убирая необычные свойства приема по всем направлениям. Энергия устремится в направлении тора. Дальность вещания возрастет. Если переоборудовать обе рации, получим дополнительный выигрыш ценой утраты окончательно приема (передачи) сверху-снизу. Напоминаем, диаграммы направленности на прием и передачу одинаковые (идентичны).

Увеличим дальность радиостанции, переделав антенну

Вывод очевиден: хотим увеличить дальность - видели диаграмму направленности заводской антенны - нужно мощность направить на вертикальную поляризацию, в тор. Как сделать, ясно, однако на горизонте маячит один вопрос – волновое сопротивление антенны рации. Знаете значение? Говорили, как померить! Если длина фидерной линии питания кратна половине длины волны, сопротивление антенны передается на выход без изменения. Эффект используем для измерения.

Используются различные приборы (ВЧ-генератор). Задумавшимся взять такой, скажем: гетеродин телевизора способен выдать похожую частоту, другое дело настроить. Поговорим отдельно. Понадобится высокочастотный вольтметр, обычный для целей измерения непригоден. Прибор измеряется напряжением ВЧ генератора в подвешенном состоянии, шкалу калибруют, чтобы показывала 100%. Собирают схему последовательно соединенных:

  • антенны;
  • переменного резистора.

Подключают генератор к цепи, измеряют напряжение резистора. Крутят регулировку, пока начнет стрелка показывать 50%. Сопротивление переменного резистора становится равным волновому сопротивлению антенны. Необходимо брать неиндуктивное сопротивление (у которого отсутствует собственная индуктивность). Самодельная антенна рации по возможности должна повторять электрические параметры заводской. Волновое сопротивление берется близким исходному. Процесс измерения читателям понятен.

Выбор конструктора невелик: два глобальных семейства. Кабели волновым сопротивлением 50, 75 Ом. Первый применяются связью, второй – телевидением. Антенна портативной рации делается из того, который ближе номиналом измеренному значению. Четвертьволновый вибратор (лишенный спирали) обладает сопротивлением 35 Ом. Параметры покупной антенной предугадать сложно. Практикам проще изготовить две антенны для рации, используя кабель разного сорта. Затем каждую испытать на местности, оценивая характер изменений.

Изготовление антенны рации

Кратко напомним процесс изготовления антенны для рации. Рассматривали цифровое телевидение, WiFi, 3G. Аудитория портала ВашТехник знает, как сделать антенну для рации. Копируйте смело методики. Прежде нужно знать частоту. Точнее — лучше. Рации имеют несколько каналов, частоты прописаны паспортом. Выберите канал, задавая размеры антенны.

Пусть частота равна 435 МГц. Находим длину волны по школьной формуле, деля скорость света на указанную величину: 299792458 / 435000000 = 689 мм. Чтобы изготовить четвертьволновый вибратор, необходимо число поделить еще на 4, получим – 172,25. Длина антенны для рации составит 17 см. Постарайтесь точнее выдержать миллиметры. Экран можно не счищать. Будет приемной поверхностью, увеличится полоса. Руки чешутся — счистите, как кожуру, оплетку, диэлектрик вокруг главной жилы оставьте.

Старая антенна выпаивается, под новую готов хомут. Осталось заделать на место, наслаждайтесь связью. Антенна для рации своими руками сделана. Кстати, если нет желания снимать экран, запаяйте вместе с жилой в одну связку при монтаже на микросхему. Расширение диапазона считаете лишним — экран лучше снимите. Первый и второй варианты наделены достоинствами, цельный кабель прочнее. Лучше оставить как есть. Антенна для рации прослужит дольше. Позаботьтесь приклеить симпатичный колпачок-наконечник, чтобы медь перестала окисляться. Прощаемся ровно до следующего раза.

Копируйте заводские конструкции. Рации предприятий ломаются. Адаптеры остаются, приборы выбрасывают. Неоценимый шанс радиолюбителя проявить себя. Антенна покрыта резиной, легко обдираемой. Либо используйте аксессуар сломанного изделия. Процесс копирования напрямую не запрещен, исключая изделия, защищенные патентами. Дело касается промышленного выпуска продукции с целью сбыта, получения фиксированной прибыли за счет выполнения указанных действий.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Общее назначение усилителя радиосигнала заключается в том, чтобы увеличить мощность радиостанции, подводимую к внешней антенне, не внося при этом искажений в саму структуру сигнала.

При выборе усилителя и его эксплуатации следует обращать внимание на ряд нюансов:

1. Усилитель вносит изменения в характеристики комплекта вашей аппаратуры только при работе на передачу. Что с усилителем, что без него, принимать корреспондентов Вы будете, в целом, одинаково. Правда, производители часто встраивают в некоторые усилители схемы, усиливающие и принимаемый сигнал. (так называемые "предварительные усилители"). Но смысл этого не совсем понятен, ведь такой усилитель будет усиливать как полезный сигнал, так и помехи.

Дело в том, что чувствительность радиостанции ограничена не усилением, а уровнем шумов (как собственных, так и эфирных). Т.е. способностью выделять полезный сигнал на фоне помех. Не вдаваясь в сложные технические подробности, можно с уверенностью предположить, что если Ваша антенна в порядке, данная функция будет скорее вредить, чем помогать уверенному приёму, так как усиливаться будут в том числе и шумы. Практика это подтверждает.

2. Усилитель включается в разрыв антенного кабеля, т.е. между радиостанцией и внешней антенной и подключается толстыми проводами к мощному источнику питания. Обычно при установке усилителя в машину толстый провод тянут непосредственно от плюсовой клеммы аккумулятора, обязательно защитив его предохранителем возле самой клеммы. Минусовой провод выбирают такого же сечения и минимальной длины, его надо "посадить" на кузов и обеспечить хороший контакт.
Большое сечение проводов обусловлено тем, что усилитель потребляет при работе на передачу весьма приличный ток, и нужно обеспечить минимально возможную "просадку" напряжения в проводах питания. Короткий минусовой провод сводит к минимуму резонансные эффекты на рабочей частоте в цепях питания. По ряду причин следует очень внимательно следить за целостностью минусового шлейфа, так как его обрыв может в некоторых случаях привести к серьёзной поломке аппаратуры.
Вопреки частым заблуждениям, длина высокочастотного коаксиального кабеля, соединяющего радиостанцию и усилитель, может быть любая (в рамках разумного, конечно, учитывайте затухание сигнала в кабеле (!), может быть от 15-ти сантиметров до 10-ти метров - та, какая Вам удобна), а вот качеству заделки разъемов на его конце и на конце антенного кабеля стоит уделить особое внимание. В большинстве случаев, если фирма прячет точку заделки кабеля в разъем под термоусаживаемую трубку - значит, есть, что прятать.
На практике рекомендуется применять усилители с выходной мощностью 100 - 200 Ватт. В этом случае можно ожидать увеличения дальности связи, при меньшей мощности Вы можете не получить ощутимого результата.

И последняя рекомендация по усилителям: антенна, подключенная к усилителю, должна быть хорошо настроена (иметь КСВ близкий к 1) и содержаться в порядке, если вы не хотите его сжечь.
Если же антенна не подключена или её кабель поврежден, нажатие на тангенту радиостанции почти наверняка станет для Вашего усилителя смертельным. (!)

Описание некоторых моделей усилителей:

KL - 200
Простой, недорогой и надежный, построен по однотактной схеме. Прослужит долго, если соблюдать правила эксплуатации. Ориентировочная выходная мощность 80-90 Вт при раскачке 6-ю ваттами. Если раскачивать 10-ю ваттами - есть шанс сжечь. Для уверенной работы в городских условиях такой выходной мощности может быть недостаточно.

KL - 300
Оптимальный вариант для применения в машине. Выходная мощность свыше 150-ти Ватт. Отсутствие ненужных схемотехнических усложнений. Удобное управление. Одна из самых популярных моделей.

KL - 400
Оптимальный вариант для применения в машине. Выходная мощность свыше 150 Вт.
К сожалению присутствуют ненужные усложнения.

KL - 500
Некоторые экземпляры раскачиваются более чем до 400 Ватт (!) . Схемотехнически представляет из себя спаренный KL - 400.

При покупке усилителя мощности для Вашей рации помните о максимальной разрешенной мощности в используемом диапазоне частот!

И помните. самый лучший усилитель это антенна!!!

Записан

Как работает усилитель.


Усилители мощности Си-Би диапазона - Midland AB300, 747, 777, Zetagi BV131.

Радиосвязь в диапазоне 27 МГц имеет в нашей стране свою постоянно растущую аудиторию. Она доступна, как по стоимости необходимой аппаратуры, так и по эксплуатационным расходам - регистрации и абонентской плате. Да и сам диапазон интересен тем, что лежит на границе КВ и УКВ диапазона и поэтому ему присущи характерные черты обоих диапазонов. С одной стороны, радиоволны в этом диапазоне распространяются в пределах прямой видимости, как на УКВ, с другой - при определенном состоянии природных условий наблюдается дальнее прохождение радиоволн за счет отражения от ионосферы Земли, как на КВ.

В первом случае дальность связи составляет несколько километров, во втором - несколько сотен километров. Но все же дальнее прохождение в Си-Би диапазоне явление не столь частое, дальность связи в нем ограничена параметрами радиостанции, типом и высотой подвеса антенны, рельефом окружающей местности, а в городах - еще и уровнем индустриальных радиопомех. Очевидно, единственно верный способ установить надежную связь между подвижными объектами в этом диапазоне - увеличение мощности передающего устройства.

Мощность радиопередатчика Си-Би радиостанции ограничена действующими нормами нашего законодательства. Сначала уровень допустимой мощности был определен в 4 Вт, а затем планку подняли до 10 Вт, что сегодня является нормой. Превышать эту норму закон запрещает. Вместе с тем многие фирмы-производители аппаратуры для Си-Би связи (MIDLAND, ALBRECHT и др.) выпускают усилители мощности (УМ), которые повышают выходную мощность передающего устройства до 50…100 Вт.

Использование такого усилителя для автомобильной и стационарной радиостанций увеличивает дальность радиосвязи и повышает ее надежность. Удобством является, и возможность исключить УМ из работы без всякого переключения кабелей - требуется всего лишь выключить питание УМ.

Перед рассмотрением конкретных схем промышленных УМ необходимо отметить следующие особенности их схемотехники:
применение автоматической коммутации УМ в режимах „Прием/Передача”,
переключение режимов работы УМ при использовании различных видов модуляции,
построение УМ по однотактной или двухтактной схемам на транзисторах или радиолампах.

Использование в современных типах Си-Би радиостанций различных видов модуляции - АМ (амплитудной), FM (частотной) и SSB (однополосной) - требует работы УМ в определенных режимах. Так как объем данной статьи не позволяет остановиться на некоторых теоретических вопросах, то читателю полезно самостоятельно разобраться в особенностях таких режимов работы УМ, как A, AB, B, BC, C.

На передней панели УМ расположены два переключателя питания S1 и S2:
первый - служит для включения питания каскада УВЧ,
второй - для включения питания УМ.

Применение такой коммутации обеспечивает пользователю большую гибкость при эксплуатации радиостанции:
для улучшения качества принимаемого сигнала бывает достаточно лишь подключить дополнительный УВЧ, не увеличивая выходной мощности передатчика;
улучшить прием сигнала корреспондентом можно, включив один лишь УМ.

Такая комбинация переключения УМ и УВЧ особенно интересна при использовании радиостанции в стационарном или автомобильном вариантах.

Неисправности УМ

Неисправности УМ можно разделить на три категории:

1. неисправности цепей питания,
2. выход из строя выходных транзисторов УМ,
3. неисправности схемы управления.

Неисправности цепей питания возникают чаще всего из-за больших протекающих токов. Их выявляют путем внешнего осмотра и проверки питающих напряжений в контрольных точках.
Выходные транзисторы выходят из строя чаще всего при работе на несогласованную нагрузку. Это происходит из-за обрывов антенны, соединительного кабеля и грозовых разрядов. При замене транзистора иногда требуется подобрать его аналог, а при подборе рекомендуется использовать материал статьи .
В схеме управления чаще всего выходят из строя диоды выпрямителя с удвоением напряжения, реже транзистор. Часто при замене диодов на отечественные УМ не работает. Это связано не с качеством диодов, а с правильностью их выбора. Для замены лучше всего подходят точечные германиевые диоды, например типа Д2, Д9. Они обеспечивают большее значение выпрямленного напряжения, чем другие типы диодов, и, соответственно, более устойчивую работу УМ.

Литература:
1. Транзисторы для усилителей мощности передающих устройств - Ремонт & Сервис, 2000, №3.

Рации имеют широкое применение в разных сферах жизни. Так, они могут послужить в качестве радионяни в том случае, когда на специальное приспособление для связи с ребенком не хватает средств.

Можно использовать рацию охранникам или любителям туризма для связи с компаньонами, однако вовсе не обязательно откладывать кругленькую сумму на приобретение данной техники, ведь вы можете создать рацию своими руками в домашних условиях. Кроме получения конечного продукта, это очень интересное и веселое занятие.

Итак, что нужно для изготовления рации?

Для создания рации вам потребуются следующие предметы:

  • 4 транзистора МП-42 и 3 транзистора П416Б;
  • Резисторы. Их потребуется немало: по две шт. 3К, 160К, 4,7К, по одной – 22 К, 36 К, 100 К, 120 К, 270 К, и шесть шт. 6,8 К;
  • Конденсаторы: по два 10 МК 10 В, 3300, 1000, 100, 6, 5-20, 22, 10 и один 5 МК 10 В – 4; 0, 0, 47 МК.
  • Телескопичная антенна;
  • Микрофоны и динамики;
  • Платы из текстолита - 2 шт.
  • Паяльник;
  • Розетка;
  • Кусачки.

Практически все из вышеперечисленного входит в специальный набор для радиолюбителей JC986A. Дальнейший алгоритм будет опираться на данный набор.

Стоит учесть то, что создание собственной рации требует навыков работы с паяльником и знаний того, как определить номиналы элементов.


Алгоритм создания рации 50 мГц

Если вы приобрели готовый набор для создания рации своими руками, вам понадобится следующая схема. Названия элементов должны быть указанны на вашей плате и схеме, прилагающейся к прибору для изготовления простой рации.

Для начала займитесь установкой резисторов, сформируйте электроды этого элемента. С помощью паяльника резистор нужно припаять к плате, а торчащие электроды обрежьте кусачками. Аккуратно и внимательно установите все составляющие, опираясь на прочерченный контур на плате.

Займитесь припайкой удлиняющей катушки L 1, а затем - конденсаторов. Следующий шаг - припаивание электролитических конденсаторов. Так как они имеют определенную полярность, необходимо правильно вместить отрицательный электрод в плату.

Присоедините с помощью паяльника контурную катушку T 1 и корпуса переключающего элемента S 1. Приступите к припаиванию транзисторов, опираясь на контур, начерченный на плате. К плате нужно припаять обрезанные части электродов, оставшиеся из пункта 1. Сделайте это так, чтобы образовались перемычки J 1.

Теперь можно проверить качество выполненной работы. При необходимости протрите плату спиртовым раствором, а позже установите кнопку включения и выключения. Прикрепите готовую плату к корпусу с помощью саморезов.

Теперь можно установить одни из главных элементов рации - антенну. Сверху нее должен располагаться маленький колпак из пластмасса, с другой стороны нужно припаять проводник, который будет сочленять антенну с платой. С помощью оставшихся кусочков от проводников прикрепите к плате выключатель S 2 и проверьте его функциональность.

Поместите клеммы в секцию для батареи. Теперь нужно припаять проводники, отвечающие за динамик и систему подачи питания. Если вы не сомневаетесь в том, что все сделали правильно, подключите к механизму батарейку и проверьте его. Готовый прибор должен издавать шипящие звуки.

Соберите вторую рацию точно так же, как и первую. Для того, чтобы приборы работали на одинаковой чистоте, снимите одну плату с крепежа. Надеемся на то, что данная подробная инструкция для создания рации своими руками помогла вам разобраться с созданием этого механизма.

Отладка самодельной рации

Даже если вы тщательно следовали указанному алгоритму, техника может работать неисправно. Для того чтобы наладить работу механизма, задействуйте переменный резистор и подождите максимальной громкости шипения рации.

С помощью подстроечного сердечника меняйте уровень индуктивности до тех пор, пока сигнал не наладится. После этого не забудьте вернуть первоначальный резистор и подкорректировать его сопротивление.

Если ваш голос, излучаемый второй рацией, сильно искажен, подберите другие резисторы и займитесь созданием волномера, схему которого вы можете найти в Интернете вместе с фото самодельных раций. К слову, проверять качество связи нужно на расстоянии 5, затем 10 и 20 метров, делать это лучше на открытом пространстве.


Мы описали пошаговый алгоритм того, как можно сделать рацию своими руками. Он должен помочь вам создать собственный механизм, обеспечивающий связь с родными или друзьями во время похода, туризма, рыбалки или контакта с ребенком.

Не забывайте соблюдать меры предосторожности во время работы с указанной техникой для того, чтобы избежать риска получения таких травм, как ожог или удар током.

Фото раций своими руками

Это схема коротковолновой радиостанции содержит в своем составе всего три транзистора. Самая простая рация для повторения начинающими радиолюбителями. Конструкция была взятая из старенького журнала, но актуальности своей ни капли не потеряла. Единственное, что устарело, так это радио компоненты, которые необходимо заменить на современные аналоги, в результате характеристики радиопереговорного устройства улучшатся.

Схема радиостанции

Схема простая, особенно если понимать её работу. Предлагаю вам сразу визуально разделить её на левую сторону с одним транзистором и правую с двумя транзисторами. На транзисторе VT1 собран передатчик и приемник одновременно. Когда переключатель замыкает контакты «1», рация находится в режиме приема и этот транзистор работает в режиме сверхгенеративного детектора. А когда замыкаются контакты в режим «2» - это передача и транзистор работает как задающий генератор. С этим, я думаю понятно. На транзистора VT2, VT3 собран простой низкочастотный усилитель, который в зависимости от положения переключателя либо усиливает сигнал с микрофона и передает его на передатчик, либо усиливает сигнал сверхгенеративного детектора и передает его на громкоговоритель. Кстати, громкоговоритель и микрофон это один и тот же элемент – высокоомный телефонный капсюль ДЭМ.

Детали для радиостанции

Катушка L1 намотана на каркасе диаметром 8 мм с ферритовым сердечником виток к витку и имеет 9 витков провода ПЭЛ диаметром 0,5 мм. Катушка L2 намотана поверх катушки L1 и имеет 3 витка того же провода. Катушка L3 имеет диаметр 5 мм и содержит 60 витков провода ПЭЛ диаметром 0,5 мм. В качестве дросселя L4 можно использовать первичную обмотку выходного трансформатора транзисторного приемника.

Конструкция антенны


Антенна сделана мной из толстого алюминиевого провода, с куском изоляции, поверх которой и намотана катушка L3.

Моя модернизация

Я делал такую рацию ещё в школе, но тогда уже поменял все транзисторы на более современные и с высоким коэффициентом усиления. К примеру, я заменил VT1, VT2 на КТ361, а VT3 на КТ315.
Сейчас я бы конечно поменял полярность питания и полярность конденсаторов, заменил все транзисторы с структуры n-p-n на p-n-p, и p-n-p на n-p-n. Ну и установил бы современные транзисторы. Требований к транзисторам особо никаких нет, поэтому подойдут абсолютно любые.
Автор схемы говорит, что радиус действия однотипных радий на открытой местности – 100-200 метром. Я же разгонял такие рации до 500 метров, для этого использовал современные транзисторы, антенну увеличил до 900 мм, плюс увеличил ток генератора, заменив резистор 100 Ом на 50 Ом. Кто-то скажет, что все из-за увеличения антенны, с чем я не соглашусь и скажу, что с «родной» антенной мне удавалось связь на 300 метров.

Настройка

Если вы собрали рацию правильно и из исправных деталей, то вся настройка сведётся к настройке катушки L1 на частоту 27 МГц. Делать это можно подстрочным сердечником, либо конденсатором в контуре.